Ученые выяснили, что массивный астероид попал в Гренландию 58 млн лет

Согласно исследованию, опубликованному в журнале Science Advances, кратер Гайавата, который находится под 0,6 мили (1 километр) льда на северо-западе Гренландии, образовался 58 миллионов лет назад. Хотя первоначально предполагалось, что его возраст составляет 13 000 лет. Новое открытие означает, что удар произошел гораздо раньше, в то время, когда Гренландия была зеленой и полной жизни.

Ученые выяснили, что массивный астероид попал в Гренландию 58 млн лет

“Гренландия была покрыта тропическими лесами умеренного пояса, когда упал астероид”, — сказал соавтор исследования Майкл Стори, научный сотрудник Музея естественной истории Дании, который специализируется на датировке геологических материалов.

Астероид был около 0,9 мили (1,5 км) в поперечнике, когда врезался в землю. Его удар, вероятно, вызвал локальные землетрясения и лесные пожары, но нет никаких доказательств того, что он повлиял на глобальный климат.

Ученые впервые обнаружили кратер в 2018 году с помощью ледопроникающих радаров, установленных на самолетах. Но, учитывая массивную плиту льда, покрывающую кратер, не было прямого способа датировать возраст столкновения.

К счастью, кратер находится на краю ледяного покрова. Всего в 3 милях (5 км) от края кратера из-подо льда вытекает ручей, который несет с собой осадочные породы. Собрав и изучив песчинки и более крупные камешки из этой области, исследователи обнаружили, что многие из них имеют следы таяния и удара – признаки того, что они были внезапно и быстро нагреты.

Стори и его коллеги использовали метод аргон-аргонового датирования для определения возраста 50 песчинок из этого потока.

Оказалось, что зерна и галька подверглись сильному воздействию около 58 миллионов лет назад, в позднем палеоцене.

Этот возраст означает, что воздействие не имело никакого отношения к более молодому похолоданию Дриас – глобальному похолоданию, которое произошло около 13 000 лет назад. Согласно одной из спорных теорий, похолодание началось в результате удара астероида, но ни одного кратера подходящего возраста так и не было найдено.

По словам Стори, керны глубоководных отложений содержат очень подробную информацию о климате за 58 миллионов лет, и нет никаких признаков того, что воздействие Гайаваты вызвало какое-либо глобальное нарушение климата.

Ученые считают, что воздействие было бы разрушительным для местной флоры и фауны тропических лесов Гренландии. Оно могло вызвать землетрясение магнитудой 8 или 9 баллов поблизости и массовые лесные пожары. В подтверждение этой теории были найдены свидетельства того, что из-под ледяных щитов вытекают старые отложения древесного угля.