Вы, вероятно, слышали о “пивных очках”, но новое научное исследование, опубликованное доктором Карлотой Батрес, обнаружило доказательства существования “очков красоты”.
Предыдущие исследования показали, что люди способны оценивать лица уже через 100 миллисекунд после их появления. Имея так мало информации, мы можем легко и интуитивно оценивать лица по широкому спектру признаков, например, по привлекательности. Способность быстро воспринимать привлекательность может быть адаптивной, поскольку она сигнализирует о здоровье и иммунной функции.
Считается, что привлекательность имеет положительный “эффект ореола”, когда люди склонны приписывать положительные черты личности физически привлекательным людям. Действительно, несколько исследований подтвердили этот эффект. Однако большинство из этих исследований проводилось на западных выборках. В некоторых исследованиях было обнаружено кросс-культурное согласие в суждениях между западными и незападными выборками, но в других исследованиях были обнаружены кросс-культурные различия. Поэтому в новой исследовательской работе предпринята попытка расширить кросс-культурную работу по этой теме и изучить “эффект ореола привлекательности” в 11 регионах мира.
Более 11 000 участников из 45 стран были привлечены крупной кросс-культурной сетью исследователей под названием Psychological Science Accelerator. Участников в случайном порядке попросили оценить одно из 13 прилагательных: привлекательность, агрессивность, заботливость, уверенность, доминирование, эмоциональная стабильность, интеллект, подлость, ответственность, общительность, надежность, несчастливость и странность. Они оценивали фотографии 60 мужчин и 60 женщин разных национальностей.
Исследование показало, что привлекательность положительно коррелирует со всеми социально желательными чертами личности и отрицательно со всеми социально нежелательными чертами личности. Более конкретно, во всех 11 регионах лица мужчин и женщин, оцениваемые как более привлекательные, считались более уверенными, эмоционально стабильными, умными, ответственными, общительными и заслуживающими доверия. Другими словами, люди склонны приписывать положительные черты личности людям с высокой физической привлекательностью.
Доктор Карлота Бутрес, директор лаборатории предпочтений в колледже Франклина и Маршалла, прокомментировала: “Результаты нашего исследования свидетельствуют о том, что я называю эффектом “очков красоты”, когда привлекательность затуманивает суждения о личности”.
Этот вывод о том, что мы “ослеплены красотой”, может иметь реальные последствия. Например, в ходе исследований присяжные рекомендуют менее суровые приговоры более привлекательным подсудимым. Отчасти это можно объяснить представленными здесь результатами, согласно которым более привлекательные люди считаются более ответственными и заслуживающими доверия.
Эти новые результаты, как отмечается, убедительно доказывают, что поиск красоты в Google носит межкультурный характер.
Исследование было опубликовано в журнале Current Psychology.