Ученые выяснили, какую роль играет запах в составе секрета птичьих желез

Долгое время считалось, что обоняние не играет никакой роли у птиц. Однако в последние годы появился ряд работ, опровергающих это предположение, в том числе исследования, изучающие секрецию железы, которую птицы размазывают по перьям несколько раз в день. Ученые, в том числе из Билефельдского университета, изучили, какие изменения могут происходить в составе секрета и какую роль в нем играет запах. Их исследование было опубликовано в журнале Biological Reviews.

Ученые выяснили, какую роль играет запах в составе секрета птичьих желез

Известно, что почти у всех видов птиц в основании хвоста есть специальная железа – уропигиальная или пуховая железа. Она выделяет масло, которым птицы несколько раз в день намазывают перья с помощью клюва. Некоторые функции секреции железы заключаются в поддержании перьев, делая их жирными и водоотталкивающими, а также она может иметь и другие назначения, о которых пока мало что известно.

Состав этой секреции отличается не только у разных видов птиц, но часто и внутри самого вида.

“Одно наблюдение стало для нас ключевым: сезонные изменения происходят почти у всех видов птиц”, — рассказывает Марк Жиль, докторант исследовательской группы поведенческой экологии на биологическом факультете Билефельдского университета.

Вместе с другими исследователями Жиль рассмотрел в общей сложности 187 исследований и проанализировал 55 из них, в которых изучался состав масла для приманивания.  Исследователи обнаружили половые различия у 47 процентов изученных видов.

Почему меняется состав выделений?

“Одна из гипотез заключается в том, что масло прихорашивания выполняет защитную функцию в сезон размножения”, — говорит Жиль.

Оно может служить для маскировки гнезда по запаху и, таким образом, лучше защищать его от тех хищников, которые используют обонятельные сигналы во время охоты. В пользу этого предположения говорит тот факт, что различия можно обнаружить в основном во время сезона размножения – и в первую очередь в области инкубации. Такие сезонные различия были особенно заметны у наземно гнездящихся птиц, например, у береговых.

“Гнездящиеся на земле птицы особенно уязвимы для таких хищников, как лисы, которые охотятся с помощью обоняния, потому что их гнездо легко доступно. Обонятельный камуфляж здесь означает больше шансов на выживание для птенцов”, — считают исследователи.

Другая возможность заключается в том, что масло прихорашивания в его измененном составе имеет социальную функцию: например, выделения могут сигнализировать птице о ее поле сородичей и о том, подходит ли он ей в качестве партнера для размножения. Таким образом, состав может предоставлять информацию о том, насколько генетически совместимы два животных для производства здорового потомства.

“Возможно также, что обонятельные сигналы служат для распознавания родителей и потомства”, — отметил Жиль.