Ученые выяснили, почему жевание сыграло решающую роль в эволюции

Мы делаем это каждый день, но почти не задумываемся об этом: пережевываем пищу. “Простой” процесс пережевывания пищи, возможно, сыграл решающую роль в эволюции наших челюстей, лицевых мышц и зубов. Группа исследователей, в том числе палеоантрополог Аманда Генри из Лейденского университета, опубликовала данные об этом в журнале Science Advances.

Ученые выяснили, почему жевание сыграло решающую роль в эволюции

“Никто ранее не измерял энергетические затраты человека на жевание, а это значительная величина. Вполне вероятно, что эволюционные изменения в наших челюстях были направлены на оптимизацию жевательной системы”, — делится Генри.

В исследовании приняли участие 15 женщин и 6 мужчин в возрасте от 18 до 45 лет. Ученые проводили различные измерения, пока добровольцы жевали два разных вида безвкусной жвачки: мягкую и твердую. Добровольцы использовали специальный колпак для измерения потребления кислорода и выделения углекислого газа, а для измерения активности жевательных мышц применялись электроды.

“При жевании более мягкой жевательной резинки добровольцы увеличивали свои энергозатраты в среднем на 10,2% по сравнению с базовой скоростью метаболизма (BMR). При жевании более твердой жевательной резинки этот показатель увеличился до 15,1%. Мы обнаружили, что для пережевывания пищи требуется много энергии. И что более важно, чем тверже пища, тем больше энергии она требует”, — отмечает Генри.

BMR – это количество энергии, которое организм сжигает в состоянии покоя каждый день.

Большинство современных продуктов питания обработаны и относительно мягкие, но продукты, которые употребляли древние люди, такие как семена, орехи, клубни и волокнистые листья, должны были быть гораздо тверже. Они не готовили пищу так, как мы сейчас, поэтому для пережевывания пищи требовалось больше энергии. Для ранних людей пища была дефицитным товаром, поэтому с эволюционной точки зрения важно было минимизировать затраты энергии на потребление этих ограниченных ресурсов.

“Предполагаем, что естественный отбор создал челюсти, лицевые мышцы и зубы, которые делают жевательную систему максимально эффективной, тем самым минимизируя затраты энергии на пережевывание пищи. Поэтому мы считаем, что, то, как мы сегодня жуем, было оптимизировано эволюцией”, — подчеркивают ученые.

Генри считает, что это открытие поможет лучше понять уникальную морфологию, которую мы наблюдаем у предков человека.

“Исследование добавляет новое измерение в интерпретацию окаменелостей челюстей и лица ранних людей. Результаты помогут нам понять, как выглядели ранние люди”, — пояснили специалисты.