Ученые выявили в крови биомаркер, предупреждающий о развитии слабоумия

Исследователи из DZNE и Университетского медицинского центра Геттингена (UMG) выявили молекулы в крови, которые могут указывать на надвигающуюся деменцию. Их результаты, которые представлены в научном журнале “Молекулярная медицина EMBO”, основаны на исследованиях людей и лабораторных экспериментах.

Ученые выявили в крови биомаркер, предупреждающий о развитии слабоумия
Биомаркер, описанный командой, возглавляемой проф. Андре Фишер, основан на измерении уровней так называемых микроРНК. Этот метод пока не подходит для практического использования, поэтому ученые стремятся разработать простой анализ крови, который можно было бы применить в обычной медицинской помощи для оценки риска развития деменции. Согласно данным исследования, микроРНК потенциально также могут быть мишенями для терапии деменции.

“Когда проявляются симптомы слабоумия, мозг уже сильно поврежден. В настоящее время диагностика происходит слишком поздно, чтобы иметь шанс на эффективное лечение. Если деменция выявляется на ранней стадии, шансы положительно повлиять на течение заболевания возрастают. – рассказывает Андре Фишер. – Нам нужны тесты, которые идеально реагируют до начала деменции и надежно оценивают риск последующего заболевания. Другими словами, тесты, которые дают раннее предупреждение. Мы уверены, что наши текущие результаты исследования проложат путь для таких тестов”.

Биомаркер, который обнаружили Фишер и его коллеги, основан на измерении так называемых микроРНК в крови. МикроРНК – это молекулы с регуляторными свойствами: они влияют на выработку белков и, следовательно, являются ключевым процессом в метаболизме каждого живого существа.

Благодаря обширным исследованиям на людях, мышах и клеточных культурах ученые в конечном итоге выявили три микроРНК, уровни которых были связаны с умственной деятельностью. Для этого они проанализировали данные как молодых, когнитивно нормальных людей, так и пожилых людей с умеренными когнитивными нарушениями (MCI).

В своих исследованиях ученые также обнаружили, что три идентифицированные микроРНК влияют на воспалительные процессы в головном мозге и “нейропластичность”, которая включает способность нейронов устанавливать связи друг с другом. Это говорит о том, что три микроРНК являются чем-то большим, чем просто предупреждающими сигналами.