BBC News: В Латвии обнаружены останки человека, умершего более 5 тыс. лет назад от чумы

Согласно новым данным, человек, умерший более 5000 лет назад в Латвии, был заражен самым ранним известным штаммом этой болезни.

Известно, что чума прокатилась по Европе в 1300-х годах, уничтожив почти половину населения. Более поздние волны продолжались регулярно в течение нескольких столетий, вызывая миллионы смертей.

“До сих пор это самая старая идентифицированная жертва чумы, которая у нас есть”, – рассказывает доктор Бен Краузе-Кьора из Кильского университета в Германии о 5300-летних останках.

Сообщается, что этот человек был похоронен вместе с тремя другими в неолитическом захоронении в Латвии на берегу реки Салац, впадающей в Балтийское море.

Исследователи секвенировали ДНК из костей и зубов всех четырех человек и проверили их на наличие бактерий и вирусов. Они с удивлением обнаружили, что один охотник-собиратель – мужчина лет двадцати – был заражен древним штаммом чумы, вызванной бактерией Yersinia pestis.

“Скорее всего, он был укушен грызуном, получил первичную инфекцию Yersinia pestis и умер через пару дней – может быть, через неделю – от септического шока”, – сообщает доктор Краузе-Киора.

Исследователи предполагают, что древний штамм появился около 7000 лет назад, когда сельское хозяйство только начинало развиваться в Центральной Европе. Они думают, что бактерия могла спорадически переходить от животных к людям, не вызывая больших вспышек.

Со временем штамм приспособился к заражению людей, в конечном итоге развившись в форму, известную как бубонная чума, которая переносилась блохами и свирепствовала по средневековой Европе, вызывая миллионы смертей. Теория, что ранние штаммы чумы медленно распространялись, бросает вызов многим представлениям о развитии человеческой цивилизации в Европе и Азии. И это ставит под сомнение гипотезу о том, что болезнь вызвала значительное сокращение населения в Западной Европе в конце эпохи неолита.

Некоторые учёные приветствовали это исследование, но говорили, что оно не исключает возможности широкого распространения чумы в Европе в то время. Люди обычно заболевали чумой после укуса блохи-грызуна, несущей бактерию, или при обращении с животным, зараженным чумой.

Эта болезнь все еще существует сегодня, но ее можно вылечить антибиотиками, если лечение начать на ранней стадии.

Результаты исследования учёных опубликованы в журнале Cell Reports.