Учёные обнаружили утонувший микроконтинент между Гренландией и Канадой

Icefjord, Greenland
Найден утонувший микроконтинент: уникальное открытие между Гренландией и Канадой

Исследователи из Университета Дерби и Уппсальского университета сделали сенсационное открытие — между Гренландией и Канадой найден утонувший микроконтинент. Об этом говорится в статье, опубликованной в научном журнале Gondwana Research.

Ученые обнаружили уникальный фрагмент континентальной коры толщиной от 19 до 24 километров в проливе Дэвиса, который соединяет море Лабрадор и залив Баффина. Эта территория является границей между двумя тектоническими плитами и сформировалась в палеогене, около 33-61 миллионов лет назад. Исследователи полагают, что данный фрагмент является неполностью расколовшимся и утонувшим микроконтинентом.

Для подтверждения своих выводов ученые создали детализированную реконструкцию движений тектонических плит, охватывающую 30 миллионов лет. Согласно их модели, этот регион представляет собой микроконтинент, который определяется как зона относительно толстой континентальной литосферы, отделенная от окружающих континентов областями более тонкой литосферы. Карты, основанные на данных гравитации и сейсмического отражения, помогли определить возраст и ориентацию разломов, связанных с рифтогенезом и срединно-океаническим хребтом, где Гренландия отделилась от Североамериканской плиты.

Исследователи установили, что первоначальный рифтогенез между Канадой и Гренландией начался около 118 миллионов лет назад, а расширение морского дна происходило примерно 61 миллион лет назад. Период между 49 и 58 миллионами лет назад оказался ключевым для формирования протомикроконтинента. В это время изменилась ориентация спрединга морского дна с северо-востока на юго-запад вдоль трансформной окраины До-Унгава. Примерно 33 миллиона лет назад спрединг океана прекратился, и Гренландия окончательно присоединилась к Североамериканской плите.

Это открытие имеет большое значение для понимания процессов формирования микроконтинентов по всему миру. Аналогичные примеры включают микроконтинент Ян-Майен и Восточно-Тасмановое поднятие. Глубокое понимание этих процессов может помочь в смягчении тектонических опасностей и открытии новых природных ресурсов.

фото Icefjord, Greenland