ELife: появившаяся от стресса седина не является постоянной

Учёные из Колледжа врачей и хирургов Вагелоса Колумбийского университета США доказали, что волосы, которые уже выросли из фолликула, не меняют цвет.

ELife: появившаяся от стресса седина не является постоянной

Сообщается, что исследователи также были удивлены, обнаружив, что цвет волос может быть восстановлен, когда стресс устранен, хотя недавнее исследованием на мышах, показало, что вызванные стрессом седые волосы являются постоянными.

Исследование опубликовано в журнале eLife. Проведено под руководством Мартина Пикардо, доктора философии, адъюнкт-профессора поведенческой медицины (в области психиатрии и неврологии).

“Понимание механизмов, которые позволяют ” старым “седым волосам вернуться в свое “молодое” пигментированное состояние, может дать новые подсказки о податливости человеческого старения в целом и о том, как на него влияет стресс, – говорит Пикард. – Наши данные дополняют растущее количество доказательств того, что старение человека не является линейным, фиксированным биологическим процессом, но может, по крайней мере частично, быть остановлено или даже временно обращено вспять”.

Хотя люди давно верили, что психологический стресс может ускорить седину, ученые обсуждали эту связь из-за отсутствия чувствительных методов, которые могли бы точно соотнести время стресса с пигментацией волос на уровне одного фолликула.

Специалисты разработали новый метод получения высокодетализированных изображений крошечных кусочков человеческих волос для количественной оценки степени потери пигмента (поседения) в каждом из этих кусочков. Каждый срез, примерно 1/20 миллиметра в ширину, представляет собой примерно час роста волос.

Исследователи проанализировали отдельные волосы 14 добровольцев. Результаты были сопоставлены с дневником стресса каждого исследуемого.

Учёные сразу же заметили, что некоторые седые волосы естественным образом восстанавливают свой первоначальный цвет, который никогда не был количественно задокументирован.

“Был один человек, который отправился в отпуск, и пять волос на голове этого человека снова стали темными во время отпуска, синхронизированными во времени”, – рассказывает Пикард.

Чтобы лучше понять, как стресс вызывает седину, исследователи также измерили уровни тысяч белков в волосах и изучили, как уровень белка меняется по длине каждого волоса.

Изменения в 300 белках произошли при изменении цвета волос, и исследователи разработали математическую модель,  которая предполагает, что вызванные стрессом изменения в митохондриях могут объяснить, как стресс делает волосы седыми.

Оказалось, что митохондриальная связь между стрессом и цветом волос отличается от той, что была обнаружена в недавнем исследовании мышей, которое показало, что вызванное стрессом поседение является необратимой потерей стволовых клеток в волосяном фолликуле.

Учёные считают, что снижение стресса в жизни – хорошая цель, но это не обязательно приведет волосы к нормальному цвету.

“Основываясь на нашем математическом моделировании, мы считаем, что волосы должны достичь порога, прежде чем они поседеют, – сообщает доктор. – В среднем возрасте, когда волосы близки к этому порогу из-за биологического возраста и других факторов, стресс будет толкать их через порог, и они переходят в серый цвет. Но мы не думаем, что уменьшение стресса у 70-летнего, который был седым в течение многих лет, будет способствовать потемнению волос или увеличение стресса у 10-летнего будет достаточно, чтобы его волосы поседели”.