Учёные раскрыли механизм формирования каменного угля

Американские научные специалисты продемонстрировали, что образование каменного угля связано с воздействием микроорганизмов, выделяющих метан. Посвященный механизму формирования угля материал исследователей представлен в журнале Science.

Уголь формируется, когда растительное вещество в болотистых лесах оказывается в воде и быстро хоронится. Органическое вещество становится торфом, далее лигнитом, потом бурым углем, затем каменным углем, и, наконец, антрацитом, который наиболее насыщен углеродом. В ходе углефикации метоксильные группы трансформируются в метан, но как это происходит было неясно.

Учёные раскрыли механизм формирования каменного угля

Для лучшего понимания данного процесса, научные специалисты из Университета штата Пенсильвания Калифорнийского технологического института провели анализ стабильных изотопов углерода в метоксильных группах из образцов угля, которые были собраны по всему миру. Выяснилось, что профиль изотопов не соответствует механизму формирования метана из угля под воздействием тепла, повышенной кислотности или каталитических процессов. Вместо этого он соответствовал реакции образования под действием микроорганизмов.

«Оказалось, что аэробные микробы хорошо разлагают циклы угля — чего не могут сделать анаэробные. Одно из немногого, что они могут сделать — это отрезать метоксильные участки», — пояснил один из авторов работы, доцент Университета штата Пенсильвания Макс Ллойд. Высвобожденные группы плавно трансформируются в метан. После отделения всех метоксильных радикалов процесс останавливается.