Уникальными узоры на яйцах африканских воробьев дронго помогают им в борьбе с кукушками

Захватывающее открытие биологов: воробьи дронго обзавелись необычными яйцами с уникальными узорами. Это эволюционное новшество помогает им различать свои собственные яйца от чужих, что позволяет избежать траты ресурсов на воспитание подкидышей от кукушек.

Журнал Proceedings of the Royal Academy B сообщает, что кукушки давно известны своим привычкам подкладывать свои яйца в чужие гнезда, избегая заботы о потомстве. Африканские кукушки предпочитают использовать воробьев дронго в качестве «приемных родителей», причем яйца этих видов раньше были почти неотличимы друг от друга. Однако воробьи нашли способ справиться с этой проблемой, и теперь они могут легко распознать подставленные яйца.

Ученые из Кейптаунского университета собрали свыше 190 яиц из гнезд дронго на юге Замбии, из которых 26 оказались кукушечьими. Даже для опытных специалистов было трудно выявить различия между яйцами. Однако при более тщательном рассмотрении оказалось, что узоры на яйцах каждой самки уникальны. Кукушки стараются копировать эти узоры, но не могут сделать это идеально. В итоге каждая воробьиха легко распознает свои собственные яйца и чужие.

Биологи провели эксперимент, меняя яйца местами между гнездами дронго, стараясь подобрать яйца с похожими узорами. Однако даже в таких условиях самки отвергали 66% чужих яиц. В дикой природе этот процент оказался почти идеальным и составил 94%. В результате такой бдительности, самка африканской кукушки имеет всего двух потомков в среднем за всю свою жизнь. Это удивительное адаптивное поведение способствует сохранению ресурсов и помогает воробьям дронго успешно размножаться.