Специалисты из Франкфуртского университета им. Гёте заявили, что смазочные масла авиадвигателей являются источником ультрадисперсных частиц.
Эксперты по защите окружающей среды называют ультрадисперсные частицы «пылинками» диаметром менее 100 нанометров. Из-за их слишком маленьких размеров они способны проникать глубоко в нижние дыхательные пути, преодолевать аэрогематический барьер легких. Следствием всего этого могут стать воспалительные реакции в тканях.
А если отталкиваться от других исследований, то из-за ультрадисперсных частиц могут проявляться даже сердечно-сосудистые заболевания.
Ученый Александр Фогель со своими коллегами провели анализ этих частиц, взвешенных в воздухе неподалеку от Франкфуртского аэропорта. Химический анализ показал, что значительная их часть образуется не в результате сжигания топлива. В большей степени они произошли из синтетических масел для реактивных двигателей, особенно это относилось к частицам, чьи размеры были от 10 до 18 нанометров. По словам экспертов, данные смазочные масла могут попадать в выхлопной патрубок авиационных двигателей через отверстия, которые могут пропускать капли масла нанометрового размера и его пары.
Во время лабораторных экспериментов специалисты также воспроизвели образование ультрадисперсных частиц из смазочных масел. Для этого обычное смазочное масло двигателя изначально испарялось при температуре примерно в 300 градусов в потоке горячего газа, который имитировал выхлопной шлейф авиационного двигателя, а после этого он охлаждался. Результатом стало образование частиц с разбросом размеров примерно как в воздухе вокруг аэропорта.
Ученые пришли к выводу, что в экологических нормах и расчетах необходимо брать во внимание и горение масел.