Установлено генетическое происхождение европейцев

Nature: европейцы произошли от древних мигрантов

Международная команда ученых провела масштабный анализ древней ДНК. Результаты внесли поправки в генетическую историю населения Европы и дали новое представление о происхождении европейцев.

Помимо этого ученые выяснили, кто и в какую эпоху завез на континент различные болезни. Исследовательская работа опубликована в журнале Nature.

Главное открытие – обнаружение «великой границы» генома, простирающейся от Черного до Балтийского моря. По словам ученых, мезолитические охотники-собиратели на востоке и западе от этой границы сильно отличались генетически.

Ученые проанализировали кости и зубы почти 5 000 людей, которые жили в Западной Европе и Азии до 34 000 лет назад. Удалось сделать и ДНК, что ранее было невозможно.

Результаты продемонстрировали, что переход к сельскому хозяйству начался с юга и запада континента 11 000 лет назад. При этом на разных территориях Европы процесс развивался неравномерно, так как везде был свой климат. Ученые отметили, что у восточных европейцев это произошло на три тысячелетия позже.

ДНК населения менялось вместе с тем, как менялся состав жителей региона. Гены ямной культуры появились у всех жителей континента практически одновременно — около 5 000 лет назад. И как раз в тот момент стерлась генетическая граница между юго-западом и северо-востоком, образовав генетически единую европейскую нацию.

Внешность жителей зависит от маршрутов миграции. Например, земледельцы Ближнего Востока направлялись изначально на юг и запад Европы, где население низкорослое, смуглое, с темными волосами. Скандинавам внешность (высокий рост, светлые кожа, глаза и волосы) досталась от степных скотоводов, которые переселялись на север.