В горах Марокко обнаружены останки редчайшего шипастого анкилозавра с хвостом-палицей

Международной группой ученых под руководством Музея естественной истории в Лондоне был описан новый род и вид анкилозавров. Эти животные являются самыми древними в своей группе.

Останки редчайшего животного, жившего на планете 168 миллионов лет назад, были найдены в мароккских горах Среднего Атласа. Из-за палочкообразного хвоста ученые назвали гиганта Spicomellus afer (“шипастый воротник” или “шипастый воротник из Африки”).

Анкилозавры (Ankylosauria) являются травоядными динозаврами, близкими родственниками стегозавров. Они покрыты броней из остеодермы – костных шипов. В палеонтологической летописи первые анкилозавры, появившиеся в средней юре, практически отсутствуют. Большинство ископаемых останков анкилозавров найдено в бывшей Евразии – Северной Америке и Евразии, тогда как гондванские анкилозавры немногочисленны и представлены в основном лишь фрагментарным материалом.

Срастание остеодерм с ребрами еще не было обнаружено у анкилозавров. Более того, оно не встречается и у других вымерших и существующих животных, в том числе и черепах. По мнению авторов проведенного исследования, срастающиеся с ребрами шипастые остеодермы обеспечивали лучшую защиту, чем отдельные шипы.

Окаменелость была обнаружена в среднеюрских отложениях формации Эль-Мерс III. Ее возраст – 168,3–163,5 млн лет, что делает S. afer древнейшим представителем анкилозавров. Недавно из этой же формации был описан и самый древний стегозавр — Adratiklit boulahfa.

Результаты этой работы свидетельствуют о возможности сосуществования анкилозавра и стегозавра в одной экосистеме. Таким образом, представители обеих групп жили вместе на протяжении более 20 млн лет.

Доисторический гигант с устрашающими шипами ел траву. Его туловище от хищников защищал надежный панцирь. Останки редкого анкилозавра, как отмечают специалисты, позволят понять эволюционные процессы динозавров в целом.

Исследование ученых опубликовано в журнале Nature Ecology & Evolution.