В городских отходах нашли больше ПФАС, чем в навозе животных

Благодаря своим полезным поверхностно-активным свойствам пер- и полифторалкильные вещества (ПФА) стали массово производиться для антипригарных покрытий, водоотталкивающих тканей и противопожарных пен. Однако ученые обнаружили эти высокостабильные “вечные химикаты” в окружающей среде, что вызвало опасения по поводу их токсичности.

В новом исследовании ученые охарактеризовали PFAS в современных и исторических органических отходах, используемых на сельскохозяйственных полях во Франции, обнаружив их наибольшее количество в городских образцах, причем содержание соединений менялось с течением времени. Исследование опубликовано в журнале ACS Environmental Science and Technology.

В городских отходах нашли больше ПФАС, чем в навозе животных
Себастьен Сове и его коллеги из Национального научно-исследовательского института сельского хозяйства, продовольствия и окружающей среды Франции решили всесторонне охарактеризовать несколько классов ПФА в современных и исторических органических отходах, включая навоз домашнего скота, городские сточные воды и компосты, а также промышленные отходы, применяемые на французских фермах.

Исследователи отобрали 47 образцов органических отходов для полевого применения, собранных во Франции с 1976 по 2018 год. Они проанализировали образцы на наличие известных и ранее нехарактерных ПФА с помощью масс-спектрометрии высокого разрешения. Более 90% образцов содержали как минимум один ПФАС, причем в одном образце было обнаружено до 113 соединений.

Команда выявила меньшее количество и более низкие уровни ПФАС в навозе домашнего скота, чем в городских отходах. Они обнаружили высокие уровни соединений PFAS в городских отходах, которые обычно не контролируются, что позволяет предположить, что предыдущие исследования недооценили их общий уровень.

Исследователи утверждают, что исторические городские образцы содержали более высокие уровни этого вещества, в то время как в современных образцах преобладали соединения, называемые фтортеломерами, которые могут распадаться до более стойких ПФАС в окружающей среде.