Обычно о бабочках думают как о красивых, безвредных, пьющих нектар насекомых. Но новое исследование, проведенное Сиднейским университетом, может изменить это представление, поскольку они были замечены царапающими гусениц своими острыми когтями, чтобы высосать их соки.
Известно, что бабочки молочая – это группа семейства Нимфалид, одним из хорошо известных видов которых является бабочка-монарх.
Будучи гусеницами, они питаются токсичными растениями, используя химические вещества в качестве самообороны, чтобы быть неприятными для птиц и других хищников. Когда гусеницы превращаются в бабочек, они сохраняют эти токсины и показывают, что они ядовиты, своими яркими цветами.
Сообщается, что самцы бабочек также используют эти токсичные вещества для производства брачных феромонов. Чтобы увеличить свои запасы этих «любовных наркотиков», ищут дополнительные источники химических веществ.
Как правило, они получают их через растения, но в Северном Сулавеси, Индонезия, у них развился вкус к гусеницам – и им все равно, живы они или мертвы.
“Это первый случай, когда сообщалось о подобном поведении. – рассказывает ведущий автор исследования, кандидат наук Йи-Кай Теа из Сиднейского университета. – Такое поведение не совсем соответствует традиционным способам хищничества, паразитизма или мутуализма, и поэтому представляет собой новый вызов эволюционной теории. Мы придумали название этому явлению – это “клептофармакофагия” – кража химических веществ для потребления”.
Отмечается, что у бабочек есть маленькие, острые “лаповые” когти, которые они используют для того, чтобы зацепиться на ветках и царапать листья. Так они выпускают соки, которые высасывают длинным хоботком.
“Гусеницы – это, по сути, мешки с мацерированными листьями; те же самые листья, содержащие мощные химические вещества, которые ищут бабочки – молочаи. Для взрослых бабочек они могут быть просто альтернативным источником химических веществ, которыми можно питаться. – считает учёный.
Ранее наблюдалось, что молочаи питаются тушами насекомых, содержащих химические вещества, но это первый случай, когда они нападают на живых гусениц. Пока неясно, были ли случаи гибели гусениц непосредственно вызваны царапанием бабочками.