В Японии стволовые клетки использовали для выращивания фолликула

Японскими учеными из Университета Кюсю были использованы мышиные стволовые клетки для воссоздания структур яичников, необходимых для формирования зрелых ооцитов. Кроме того, ими также были созданы функциональные ооциты и выращены жизнеспособные мыши.

В Японии стволовые клетки использовали для выращивания фолликула

Полученные результаты, по мнению специалистов, приблизят человечество к лечению женского бесплодия и сохранению исчезающих видов животных.

Известно, что ооцит – это незрелая стадия яйцеклетки. В организме первичные ооциты начинают развиваться в период полового созревания при поддержке других клеток. Часть яичника, которая в конечном итоге производит зрелую яйцеклетку, называется фолликулом.

“Хотя мы смогли искусственно создать мышиные ооциты из стволовых клеток, для созревания нам пришлось соединить их с клетками, называемыми гонадальными соматическими клетками, которые были извлечены из мышей. Если мы надеемся лучше понять развитие ооцитов и применить эту технологию к вымирающим животным и даже людям, мы также должны быть в состоянии создать систему поддержки из стволовых клеток”. – рассказывают исследователи.

Сначала командой были изучены мышиные гены, которые запускают производство гонадальных соматических клеток и получены клетки с нужными характеристиками. Ученые назвали эти клетки фетальными соматическими клетками яичников, или FOSLC.

Затем они объединили FOSLCs с полученными из стволовых клеток примордиальными зародышевыми клетками – предшественниками ооцитов, которые были протестированы в предыдущем исследовании.

Через нескольких дней увеличения клетки начали формировать фолликулы, окружающие ооциты. После подтверждения того, что эти клетки на самом деле являются полностью выросшими ооцитами, яйцеклетки были оплодотворены и имплантированы самке мыши, которая была в роли суррогатной матери. В итоге был получен помет здоровых мышат.

Ожидается, что новая система сможет производить большое количество ооцитов без необходимости брать нужные клетки у животных-хозяев.

Исследование опубликовано в журнале Science.