В НИУ ВШЭ смогли вызвать рискованное поведение, воздействуя на мозг

В журнале Scientific Reports опубликована статья, описывающая исследование, проведенное специалистами Института когнитивной нейронауки Высшей школы экономики (ВШЭ), которые обнаружили, что в оценке риска и рискованном поведении ведущую роль играет префронтальная кора головного мозга. Также, префронтальная кора, которая располагается в его передней части, оказывает существенное влияние на черты личности человека и его удовлетворённость жизнью.

В НИУ ВШЭ смогли вызвать рискованное поведение, воздействуя на мозг

На сегодняшний день учёные не знают как в человеческого голове происходит оценка риска.  Это сложный аналитический процесс, который, как правило, требует учёта большого объёма информации, а также заставляет принять во внимание неизвестные факторы.

Безусловно, риски могут сильно различаться. Если вы принимаете решение о крупных инвестициях в предприятие – это один уровень, а купить или не купить лотерейный билет стоимостью 100 рублей – это совсем другой уровень риска. Ученые проводили эксперименты по изучению рискованного поведения с помощью транскраниальной магнитной стимуляции мозга.

С помощью проведения специальной стимуляции исследователи подавляли активность префронтальной коры головного мозга. А затем испытуемого просили ответить на ряд вопросов и выбрать лотерею, подвергая себя меньшему или большему риску. Иногда вместо реальной стимуляции проводилась симуляцией, но добровольцев об этом не предупреждали. Оказалось, что выбор, который делали участники после стимуляции и плацебо-стимуляции  существенно отличался.

При подавлении активности префронтальной коры испытуемые вести себя менее рационально: их меньше интересовал средний выигрыш, который они могли получить. Например, испытуемые вели себя так, как будто вероятность выигрыша в 97% воспринималась ими как 100%, и наоборот, вероятность выигрыша в 1% игнорировалась как нулевая. Но ценность выигрыша не переставала интересовать участников эксперимента. Авторы надеются, что изучение подобных процессов поможет лучше понять механизм возникновения игровой зависимости и продвинуться в ее лечении.