В Оксфорде запущены испытания противоракового препарата на основе гималайского гриба

Учеными из Оксфордского университета разработан новый химиотерапевтический препарат с мощным противораковым действием на основе соединения, полученного из гималайского гриба.

Партнерство Оксфордского университета и биофармацевтической компании NuCana показало, что химиотерапевтический препарат на основе гималайского гриба кордицепса NUC-7738 в 40 раз эффективнее убивает раковые клетки, чем его аналог.

Специалисты использовали соединение, полученное из гриба – кордицепин. Он используется в китайской медицине на протяжении веков. Биологи улучшили способность кордицепина проникать в раковые клетки.

Кордицепин является природным аналогом нуклеозидов. Первоначально он был получен из редкого грибка, паразитирующего на личинках некоторых насекомых. На протяжении сотен лет его использовали для лечения воспалительных заболеваний и рака. Однако его эффективность в лечении опухолей серьезно ограничена несколькими факторами.

Это во многом объясняется тем, что кордицепин быстро расщепляется ферментом ADA, когда попадает в кровь. То, что осталось, должно быть доставлено в раковые клетки с помощью переносчика нуклеозидов, а затем превращено в противораковый метаболит 3′-dATP. Это очень сложно для простого натурального кордицепина. Поэтому лишь небольшая часть вещества достигает опухоли.

Компания Nucana применила технологию ProTide, чтобы использовать весь потенциал кордицепина. Ее особенность заключается в том, что она преодолевает недостатки нуклеозидных аналогов. ProTide действует путем присоединения к небольшим химическим группам, которые делают его более устойчивым к разрушению в кровотоке, помогая ему проникать в раковые клетки без помощи нуклеозидных носителей. В результате в опухолевых клетках образуется и активируется гораздо большее количество противораковых метаболитов.

Новый химиотерапевтический препарат уже был оценен в исследованиях in vitro.

В целом, авторы исследования пришли к выводу, что NUC-7738 в 40 раз превосходит натуральный кордицепин и имеет ограниченные токсические побочные эффекты. Сейчас ученые продолжают оценивать его эффективность в клинических испытаниях I фазы на пациентах с прогрессирующими солидными опухолями.

Исследование ученых опубликовано в журнале Clinical Cancer Research.