Серьезной проблемой для техников является обледенение самолётов, которое существенно затрудняет их эксплуатацию. Чтобы определить эффективность применяемой антиобледенительной жидкости учёные из Сколтеха, МФТИ, ГосНИИ ГА, а также ряда зарубежных университетов предложили использовать метод подсвечивания поверхности поляризованным светом, пишет Московский комсомолец.
Обледенение опасно тем, что при образовании на поверхности самолета слоя инея, снега или льда нарушается обтекание крыла, что уменьшает подъемную силу и создает дополнительное сопротивление. Это ухудшает управляемость воздушным судном, и повышает вероятность возникновения аварийных ситуаций в полете.
Для избежания подобных неприятностей самолет перед взлетом обрабатывают специальными противообледенительными жидкостями. Перед применением жидкость обязательно проверяют: наносят ее на фрагмент алюминиевой обшивки и помещают ее в климатическую камеру, имитирующую сложные метеоусловия.
Дело в том, что этот лёд, который образуется на испытываемом фрагменте обшивки, очень трудно зафиксировать. Часто он образуется в виде отдельных островков, которые разбросаны по поверхности. Всё это усложняет работу оператора испытательной лаборатории и вывод приходится делать полагаясь только на свой опыт. Часто, по словам специалистов, они зондируют поверхность зубочисткой.
Чтобы получить объективный результат оценки эффективности антиобледенительной жидкости было предложено подсвечивать пластины в камере поляризованным (отраженным или рассеянным) светом и наблюдать за образованием льда через полароидную пленку. В таком случае обледеневшие участки заметны гораздо лучше.
В будущем данный метод предполагается сделать полностью автоматизированным и использовать прямо перед вылетом для определения степени обледенения самолета.