В СПбГУ разработали сорбент, очищающий сточные воды от антибиотиков

Химиками из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) создали экологически безопасные сорбенты, которые позволят контролировать сточные воды и очищать их от антибиотиков.

В СПбГУ разработали сорбент, очищающий сточные воды от антибиотиков

Известно, что в настоящее время практически во всех сточных водах содержатся тетрациклиновые антибиотики из-за их широкого использования в животноводстве. Затем эти антибиотики попадают в окружающую среду.

Существующие в современном мире процедуры очистки сточных вод не всегда приводят к полному удалению антибиотиков. А их присутствие в воде со временем провоцирует появление устойчивых штаммов бактерий, опасных для человека. Разработанный в СПбГУ сорбент позволит быстрее и качественнее очищать сточные воды, что поможет снизить антропогенное воздействие на окружающую среду и предотвратить появление новых опасных бактерий. Кроме того, эта процедура является недорогой.

В качестве основы для разработки был использован биосовместимый и биоразлагаемый минерал гидроксиапатит.

Сообщается, что разработчики сначала создали методику, позволяющую значительно сократить время синтеза сорбента. Затем модифицировали наночастицы, присоединив к их поверхности нетоксичные молекулы-модификаторы. В результате были созданы материалы, способные сорбировать антибиотики в больших количествах. Поверхность, покрытая модификаторами, может не только захватывать больше молекул антибиотиков, чем немодифицированная поверхность сорбента, но и при изменении условий “отдавать” такие молекулы контролируемым образом, что позволяет регенерировать сорбент.

“Наш сорбент позволяет эффективно удалять тетрациклины из сточных вод. Кроме того, его можно использовать для концентрирования антибиотиков и повышения чувствительности их количественного определения с целью мониторинга веществ в сточных водах”, — рассказывает Кристина Вах, доцент кафедры аналитической химии СПбГУ.

Созданный учеными СПбГУ метод синтеза наночастиц и модификации их поверхности позволяет быстро и экономично разрабатывать сорбенты и может быть использован для создания сорбентов для других органических соединений, потому что технология легко воспроизводима.

Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Hazardous Materials.