В Самарском национальном исследовательском университете имени С.П. Королева провели разработку крупнейшей в мире экспериментальной установки, которая поможет в создании эффективных и экологически чистых газотурбинных двигателей. Такой информацией делится пресс-служба университета.
Благодаря новой разработке, можно будет изучать и моделировать процессы, происходящие в камерах сгорания газотурбинных двигателей, а также химические реакции, которые характерны для околозвездного пространства и молекулярных облаков.
Сообщается, что установка является уникальной еще и из-за размера, а также возможности измерения химических реакций и создании кинетической модели горения. Так, к примеру, больший объем позволяет повысить селективность и чувствительность определения продуктов реакции, что, в свою очередь, поможет составить более точные модели процессов горения, прогнозирующие работу двигателя, с возможностью контролировать сгорание топлива и количество вредных выбросов.
В будущем, как отмечают специалисты, установка может быть модернизирована для расширения спектра проводимых экспериментов.
“Сейчас в вакуумной камере предполагается один молекулярный пучок, но конструкция позволяет установить второй источник пучка. Если проводить эксперименты со скрещенными пучками, когда летящие молекулы из разных пучков сталкиваются друг с другом, можно изучать химические реакции, происходящие не только в околозвездном пространстве, где высокие температуры, но и в молекулярных облаках, которые находятся далеко от звезд и где, соответственно, очень низкие температуры”, — рассказывает руководитель лаборатории, профессор Международного университета Флориды (Майами, США) Александр Мебель.
Также отмечается, что с помощью подобных экспериментов можно лучше понять химическую эволюцию Вселенной и, возможно, пути происхождения самой жизни, так как многие биологически важные молекулы – к примеру, аминокислоты – могут синтезироваться в космосе на поверхности звездной пыли, образующейся из полициклических ароматических углеводородов, относящихся к числу вредных загрязнителей и присутствующих в выхлопе любого двигателя, работающего на углеводородном топливе.