Вирусы, убивающие бактерии, могут помочь повысить эффективность антибиотиков

Первоначальные эксперименты на рыбах-зебрах показали, что бактериофаги, убивающие бактерии, могут повысить эффективность антибиотиков.

Вирусы, убивающие бактерии, могут помочь повысить эффективность антибиотиков

С момента открытия пенициллина Александром Флемингом в 1928 году бактерии постоянно разрабатывают новые способы противостоять воздействию антибиотиков.

Известно, что в настоящее время более 50 000 человек ежегодно умирают в Европе и США от инфекций, которые не поддаются традиционному лечению антибиотиками. И если такие тенденции сохранятся, все антибиотики могут стать неэффективными в течение следующих нескольких десятилетий.

“Двойная проблема заключается в том, что открытие новых антибиотиков экономически нецелесообразно. Поэтому нам нужно придумать новый способ сделать это. Таким образом, проблема, с которой мы сейчас сталкиваемся, будет только усугубляться, потому что новых лекарств на конвейере нет. Так что это проблема номер один”, – рассказывает Крис Доусон, профессор микробиологии в Университете Уорика и попечитель Отдела исследований антибиотиков Великобритании.

Сообщается, что одним из способов потенциальной борьбы с этой тревожной тенденцией является использование бактериофагов – типа естественного вируса, способного убивать бактерии.

Команда исследователей из Университета Монпелье, Франция, и Университета Питтсбурга, США, обнаружила, что сочетание бактериофагов с традиционными методами лечения антибиотиками может эффективнее бороться с бактериями.

Команда решила сосредоточить свои усилия на Mycobacterium abscessus, родственнике бактерий, вызывающих туберкулез и проказу, устойчивых ко многим стандартным антибиотикам.

Поскольку M. abscessus особенно опасен для пациентов с муковисцидозом, они заразили бактериями рыбок-зебр, несущих ключевую генетическую мутацию, вызывающую заболевание, и приступили к тестированию способности бактериофага бороться с заболеванием.

После скрининга 10 000 бактериофагов команда нашла одного кандидата, которого они назвали “Мутным”, способного эффективно убивать бактерии в чашке Петри. Затем они заразили рыбок-зебр M. abscessus и наблюдали за ними в течение 12 дней.

Выяснилось, что у обработанных грязью рыб было гораздо меньше тяжелых инфекций и вероятность выживания была в два раза выше – 40 процентов из них выжили по сравнению с 20 процентами необработанной рыбы.

Затем они обработали рыбу комбинацией Мутного и рифабутина, антибиотика, используемого для лечения инфекции M. abscessus, который по эффективности аналогичен грязевому лечению. На этот раз выживаемость возросла до 70 процентов, и у рыбы было гораздо меньше абсцессов.

“Нам нужны клинические испытания, но ещё нам предстоит ответить на множество других вопросов. И рыбы-зебры являются очень полезным инструментом для решения этих вопросов”, – делится профессор Грэм Хэтфулл из Питтсбургского университета, США.

Исследование опубликовано в журнале Disease Models & Mechanisms.