Прокуратура США подает судебное ходатайство о блокировании экспедиции к месту гибели океанского лайнера «Титаник», запланированной на следующий год.
В конце 1985 года, через несколько недель после того, как были обнаружены обломки «Титаника», чиновники в Вашингтоне начали добиваться юридических полномочий для регулирования доступа к знаменитому месту кораблекрушения как части мемориала более чем 1500 погибших пассажиров и членов экипажа.
В 1912 году конгресс призвал к глобальному соглашению, поскольку затонувший корабль находился в международных водах. До тех пор, как заявил Конгресс, «никто не должен физически изменять, беспокоить или спасать «Титаник».
За прошедшие годы были найдены тысячи артефактов, в том числе цилиндр, флаконы с духами и палубный колокол, в который трижды звонили, чтобы предупредить мостик корабля о надвигающемся айсберге.
Теперь федеральное правительство предпринимает юридические действия, чтобы установить контроль над тем, кто может вернуть артефакты с легендарного лайнера, и, возможно, заблокировать экспедицию, запланированную на следующий год. Этот шаг был предпринят после того, как катастрофа с подводным кораблем «Титан», произошедшая 18 июня, подняла вопросы о том, кто контролирует доступ к останкам корабля, которые лежат на глубине более двух миль на морском дне Северной Атлантики. Этот судебный иск также примечателен тем, что он противопоставляет законодательную и исполнительную ветви власти судебной власти.
В прошлую пятницу в федеральном суде в Норфолке, штат Вирджиния, два американских адвоката подали ходатайство о вмешательстве в операцию по спасению, продолжавшуюся десятилетиями. Суд Вирджинии специализируется на делах о восстановлении затонувших кораблей и в 1994 году предоставил эксклюзивные права на спасение компании RMS Titanic, Inc., базирующейся в Атланте, штат Джорджия. Компания извлекла с корабля множество артефактов и организовала ряд публичных выставок.
Компания выиграла права на спасение после того, как французско-американская команда, обнаружившая Титаник в 1985 году, не предъявила претензий по его восстановлению.
Федеральное правительство сейчас пытается стать стороной в деле о спасении и заблокировать любую экспедицию, которую оно сочтет нежелательной. Оно претендует на законное право на то, чтобы министр торговли и его морское подразделение, Национальное управление океанических и атмосферных исследований (НОАА), одобряли или отклоняли разрешение RMS Titanic всякий раз, когда «компания» обращается к суду за разрешением на проведение новых операций по извлечению артефактов.
Эксперты по правовым вопросам говорят, что судебный процесс может продолжаться годами из-за высоких финансовых ставок для компании, а также фундаментальных проблем, связанных с международными соглашениями и тем, как ветви американского правительства взаимодействуют друг с другом по юридическим вопросам. По их словам, дело может в конечном итоге перейти в Верховный суд.