Волны спинномозговой жидкости могут пульсировать в мозгу бодрствующих людей

Новое исследование показало, что волны спинномозговой жидкости, которые обычно омывают мозг во время сна, могут пульсировать в мозгу бодрствующих людей.

Прозрачная жидкость может вымывать вредные отходы, такие как липкие белки, которые накапливаются при болезни Альцгеймера. В результаты новые результаты исследований могут иметь значение для лечения определенных заболеваний головного мозга.

«Я думаю, что это поможет при многих неврологических расстройствах», — говорит Джонатан Кипнис, нейробиолог из Вашингтонского университета в Сент-Луисе.

«Подумайте о Формуле-1. У вас может быть лучшая машина и лучший гонщик, но без отличной ремонтной бригады этот гонщик не выиграет гонку».

Ученый говорит, что поток спинномозговой жидкости в головном мозге является основной частью этой ремонтной бригады. Но он и другие исследователи, в том числе авторы исследования, предупреждают, что любые потенциальные терапевтические применения еще далеки.

В 2019 году нейробиолог Лаура Льюис из Бостонского университета и ее коллеги сообщили, что сильные волны спинномозговой жидкости омывают наш мозг, пока мы спим. Команда показала, что медленные нейронные колебания, которые характеризуют глубокий, медленный сон, происходят синхронно с волнами спинномозговой жидкости через мозг.

Исследователи считают, что, поскольку активность мозга во время сна заставляет кровь течь через мозг, доставляя кислород к жаждущим энергии клеткам, спинномозговая жидкость течет позади крови, чтобы поддерживать постоянное давление внутри черепа.

Чтобы стимулировать кровоток в мозге, Уильямс, Льюис и их коллеги продемонстрировали мерцающую шахматную доску шести здоровым взрослым. Сочетание методов подслушивания, включая ФМРТ и электроды, подтвердило, что эта интенсивная визуальная стимуляция повлияла на мозговой кровоток и позволила команде увидеть порядок событий.

Нервная активность увеличивалась при включении мигающего шаблона, после чего увеличивался кровоток. Поток спинномозговой жидкости был подавлен, в то время как кровоток увеличился, а затем резко увеличился в мозге, когда кровоток уменьшился, когда стимуляция прекратилась.

Исследователи обнаружили, что влияние мозговой активности на поток спинномозговой жидкости не зависит от влияния сердцебиения и дыхания. «Из этого вытекает действительно интересное биологическое открытие, — говорит Льюис, — заключающееся в том, что у мозга есть способ контролировать собственный поток жидкости».

Андрей Васильев/ автор статьи