Впервые созданы сперматозоиды из стволовых клеток приматов

Согласно существующим данным, около 15 процентов пар в современном мире сталкиваются с проблемой бесплодия. Около 20-30 процентов таких случаев связаны с неспособностью мужского организма вырабатывать жизнеспособные сперматозоиды, поэтому ученые работают над выращиванием половых клеток из собственного биоматериала.

Впервые созданы сперматозоиды из стволовых клеток приматов

Несколько лет назад китайскими исследователями была продемонстрирована возможность получения таких сперматозоидов на мышах. Полноценные мужские клетки были выращены на основе эмбриональных стволовых клеток: они оплодотворили яйцеклетки мышей, после чего те дали здоровое потомство. Но у человека, как отмечают специалисты, процесс развития сперматозоидов является более длительным и сложным.

В новом исследовании американские ученые из Национального центра изучения приматов Йеркса впервые показали, что функциональные сперматозоиды можно вырастить, используя эмбриональные стволовые клетки приматов. Результаты исследования опубликованы в журнале Fertility and Sterility Science.

Специалистами для получения незрелых сперматид, называемых круглыми сперматидами, были использованы эмбриональные стволовые клетки макаки-резуса. Установлено, что они способны оплодотворить яйцеклетку обезьяны.

Ученые уверены, что это первый шаг к переводу подобной технологии на человека, потому что, в отличие от мышей, репродуктивные механизмы макак-резусов схожи с человеческими.

На следующем этапе они планируют имплантировать полученные эмбрионы в суррогатную макаку.