Выявлена связь между изменением климата и гражданскими беспорядками среди древних майя


Длительный период беспорядков в доисторическом городе Майяпан, расположенном в мексиканском регионе Юкатан, был отмечен сокращением населения, политическим соперничеством и гражданскими конфликтами. Между 1441 и 1461 годами нашей эры борьба достигла злополучного крещендо – полного институционального коллапса и оставления города. Все это произошло во время продолжительной засухи.

Выявлена связь между изменением климата и гражданскими беспорядками среди древних майя

Совпадение? Маловероятно, говорится в новом исследовании антрополога и профессора Дугласа Кеннета из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре.

В работе, опубликованной в журнале Nature Communications, ведущий автор Кеннетт и его коллеги из области археологии, истории, географии и наук о Земле предполагают, что засуха могла спровоцировать гражданский конфликт, породивший насилие, которое, в свою очередь, привело к институциональной нестабильности, ускорившей распад Майяпана.

По словам исследователей, эта междисциплинарная работа “подчеркивает важность понимания сложных взаимодействий между природными и социальными системами, особенно при оценке роли изменения климата в обострении внутренней политической напряженности и разногласий в районах, где засуха приводит к отсутствию продовольственной безопасности”.

“Мы обнаружили сложные связи между изменением климата и социальной стабильностью/нестабильностью на региональном уровне. Гражданский конфликт, вызванный засухой, оказал разрушительное локальное воздействие на целостность государственных институтов Майяпана, которые были призваны поддерживать социальный порядок. Однако фрагментация населения Майяпана привела к реорганизации населения и общества, которая была весьма устойчивой в течение ста лет, пока испанцы не прибыли на берега Юкатана”, — делится Кеннет.

Исследователи изучили археологические и исторические данные из Майяпана, включая записи изотопов, радиоуглеродные данные и последовательности ДНК из человеческих останков, чтобы документировать, в частности, период волнений между 1400 и 1450 годами нашей эры. Затем они использовали региональные источники климатических данных и объединили их с более новыми данными о местных засухах из пещерных отложений под городом, пояснил Кеннетт.

“Существующая фракционная напряженность, возникшая между соперничающими группами, была ключевой социальной уязвимостью в контексте продолжительных засух в этот период. Боль, страдания и смерть стали результатом институциональной нестабильности в Майяпане, а население разделилось и вернулось на родину в другие части региона”, — отмечают ученые.

Исследователи обнаружили, что уязвимость, выявленная в данных, коренится в зависимости майя от богарного земледелия, отсутствии централизованного долгосрочного хранения зерна, минимальных инвестициях в ирригацию и социально-политической системе, возглавляемой элитными семьями с конкурирующими политическими интересами.

Действительно, авторы утверждают, что “долгосрочные трудности, вызванные изменением климата, спровоцировали напряженность, которая разжигалась политическими деятелями, чьи действия в конечном итоге не раз приводили к политическому насилию в Майяпане”.

Тем не менее важно отметить, что сеть небольших государств майя оказалась устойчивой и после распада Майяпана, отчасти благодаря миграции через весь регион в города, которые все еще процветали. Несмотря на децентрализацию, влияние торговли, политические потрясения и другие проблемы, отмечается в статье, они адаптировались и выжили в начале XVI века. Все это указывает на сложность реакции человека на засуху на полуострове Юкатан в то время – важный момент как для будущего, так и для прошлого.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
Рианна Чапаева/ автор статьи

Автор FBM
Филолог по образованию. Ведущий автор разделов «наука», «общество/здоровье». Профессиональные интересы: перевод новостей зарубежных СМИ научного характера, поиск интересной информации

FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг