У орла Хааста были клюв и когти, пригодные для захвата живой добычи, но его череп был приспособлен для вырывания органов. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society.
Более века ученые гадали, была ли огромная хищная птица, вымершая около 600 лет назад, хищным орлом или хищным грифом. Теперь наконец-то получен ответ: это было и то, и другое.
Орел Хааста, обитавший в Новой Зеландии, использовал свои массивные когти для охоты и ловли добычи как орел. Но вместо того, чтобы проглотить ее целиком, как это делают современные хищники, он вспарывал живот и вырывал кишки – “самые красивые кусочки”, — рассказывает Аннеке ван Гетерен из Баварской государственной зоологической коллекции в Мюнхене, Германия.
Известно, что орел Хааста (Hieraaetus moorei) весил до 15 килограммов, что примерно на треть тяжелее самого крупного из ныне живущих орлов – орла-гарпии (Harpia harpyja).
Ученые давно подозревали, что предпочитаемой добычей этой птицы была другая наземная птица – ныне вымерший моа, вес которого мог достигать 200 килограммов.
Чтобы раз и навсегда ответить на вопрос, как питался орел Хааста – был стервятником или настоящим орлом, ван Гетерен и ее коллеги создали трехмерные цифровые модели его головы и когтей. Затем они сравнили их с морфологией пяти других видов современных орлов и грифов.
Используя компьютерное моделирование, ученые определили, что, вопреки предыдущим сообщениям, клюв хаастского орла на самом деле гораздо больше похож на орлиный. Орлы Хааста могли использовать свой мощный укус для убийства крупной добычи, такой как моа.
Но это также не означает, что он вел себя полностью как орел, говорит ван Гетерен. Его нейрокраниум, задняя верхняя часть черепа, напоминает таковой у грифов. Моделирование позволяет предположить, что он мог нести штаммы, сходные со штаммами андского кондора (Vultur gryphys), южноамериканского стервятника, который заглатывает внутренние органы.
Большие когти поразительно напоминают современных орлов, что означает, что они хорошо подходили для ловли живой добычи, даже животных гораздо крупнее и тяжелее их самих.
“Я думал, что мы получим четкий ответ и найдем либо одно, либо другое. – делится ван Гетерен. – Но вместо этого мы нашли загадку. Тот факт, что [эта птица] охотилась как орел, а потом ела как падальщик, удивил меня”.
По ее словам, после поедания внутренних органов, богатых питательными веществами, и, возможно, мышц, хищники, вероятно, отказывались от менее привлекательных тканей, таких как кожа, кости и сухожилия.
Отсутствие конкуренции означало, что они могли позволить себе быть разборчивыми.
“Когда ты король джунглей, ты можешь съесть только хорошие кусочки, а затем двигаться дальше и ловить другого”, — говорит ван Гетерен.
Отмечается, что орел Хааста вымер около 1400 года, когда на острова прибыли люди и охотились на моа, пока те полностью не вымерли.