Зуб ребенка может дать подсказки о древнем родственнике человека

Детский зуб возрастом не менее 130 000 лет, найденный в пещере Лаоса, может помочь ученым получить больше информации о раннем кузене человека. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Зуб ребенка может дать подсказки о древнем родственнике человека

Ученые считают, что находка доказывает, что денисовцы, ныне вымершая ветвь человечества, жили в теплых тропиках Юго-Восточной Азии.

Отмечается, что о денисовцах, двоюродных братьях неандертальцев, известно очень мало. Впервые ученые обнаружили их во время работы в сибирской пещере в 2010 году. Тогда нашли кость пальца девушки, принадлежавшей к ранее не идентифицированной группе людей.

Используя только палец и зуб мудрости, найденные в Денисовой пещере, они извлекли весь геном этой группы.

Затем исследователи нашли челюстную кость в 2019 году на Тибетском плато, доказав, что часть этого вида также жила в Китае.

Помимо этих редких окаменелостей, человек Денисова оставил мало следов перед исчезновением – за исключением генов ДНК человека сегодняшнего дня.

Благодаря скрещиванию с Homo sapiens остатки денисовцев можно найти в современных популяциях Юго-Восточной Азии и Океании.

Аборигены Австралии и Папуа-Новой Гвинеи имеют до пяти процентов ДНК древнего вида.

“Ученые пришли к выводу, что современные предки этих популяций были “смешаны” с денисовцами в Юго-Восточной Азии”, — сказал Клемент Занолли, палеоантрополог и соавтор исследования.

Но не было никаких “физических доказательств” их присутствия в этой части азиатского континента, вдали от ледяных гор Сибири или Тибета, отметил AFP исследователь из французского Национального центра научных исследований.

Так было до тех пор, пока группа ученых не начала поиски в пещере Кобра в северо-восточном Лаосе.

Специалисты по пещерам обнаружили этот участок в горе в 2018 году рядом с пещерой Там Па Линг, где уже были найдены древние человеческие останки.

Зуб сразу же оказался “типично человеческим”, пояснил Занолли.

Исследование показало, что, судя по древним белкам, зуб принадлежал ребенку, вероятно, девочке в возрасте от 3,5 до 8,5 лет.

Проанализировав форму зуба, ученые решили, что, скорее всего, это был денисовец, живший между 164 000 и 131 000 лет назад.

Затем они изучили внутреннюю часть зуба, используя различные методы, включая анализ белков и 3D-реконструкцию рентгеновского изображения.

“Белки позволили нам определить пол – женский – и подтвердить его связь с видом Homo”, — сказала Деметра, исследователь из Копенгагенского университета в Дании, где временно находится зуб.

Структура зуба имеет общие черты с неандертальцами, которые генетически схожи с денисовцами. Считается, что эти два вида разошлись примерно 350 000 лет назад.

Но Занолли объяснил, что исследователи пришли к выводу, что это денисовский экземпляр, потому что до сих пор на востоке не было найдено следов неандертальцев.

Для Деметра это открытие показывает, что денисовцы занимали эту часть Азии и приспособились к широкому спектру условий, от холодных высот до тропического климата, в то время как их неандертальские родственники, похоже, были более “специализированными” в более холодных западных регионах.

Поэтому последние денисовцы могли встречаться и скрещиваться с современными людьми, которые передали свое генетическое наследие современным популяциям Юго-Восточной Азии в эпоху плейстоцена, считают исследователи.