До украинского кризиса в немецких школах хватало разных проблем: это и пропуск занятий учащимися, и дефицит преподавательского состава, перегруженные часами учителя, вечно недовольные чем-то родители. Все эти вопросы являлись частью повседневной жизни немецких школ в течение многих лет, пишет обозреватель газеты Der Tagesspiegel Леа Шульце (Lea Schulze)
Но это были лишь цветочки. Настоящие проблемы начались с началом украинского кризиса. В ФРГ хлынул поток беженцев. Это привело к тому, что число учащихся из Украины в немецких школах зашкалило за 200 тысяч человек, информирует читателей Der Tagesspiegel.
Наибольшее количество мест по количеству принятых украинцев занял Северный Рейн-Вестфалия (38151 детей), за ним следуют Бавария (29405) и Баден-Вюртемберг (28549). Образовательные учреждения по всей стране бьют тревогу, так как требования к преподавательскому составу значительно возросли, заявил в интервью газете представитель Немецкого городского и муниципального союза Александр Хандшух. «Украинские дети очень нуждаются в уходе, а нам не хватает квалифицированных кадров. В детских садах тоже образовался дефицит мест. Местные власти теперь опасаются конкурентных ситуаций: какой ребенок должен получить приоритет, ребенок из Украины или местный?» – вопрошает Хандшух.
Министр образования ФРГ Беттина Штарк-Ватцингер наивно надеется на как можно скорое возвращение детей и молодежи к себе родину. Ватцингер также сообщила, что в этом году для беженцев из Украины были выделены дополнительные пособия в размере €1,5 млрд. В то же время в 2022 году Федеральное правительство выделяло землям €3,5 млрд на компенсацию различных расходов, в том числе в сфере образования.
Тем временем, профсоюзы учителей заявляют, что система образования находится на грани коллапса. Например, Майке Финнерн, председатель профсоюза учителей образования и науки Германии (GEW), поведала, что «профильные министерства теперь не должны сидеть сложа руки. Нехватка преподавателей и классных помещений и так то была огромной проблемой еще до украинского кризиса. И ее надо решать».
Мало того, что в ФРГ ощущается дефицит педагогов, так вдобавок теперь понадобились в немыслимом количестве специалисты в области русского и украинского языка. «Мы являемся экспертами в своих областях, но, как правило, не являемся переводчиками с украинского или русского языков, или специалистами по психологическим травмам, и наши расписания также не позволяют оказывать психологической поддержку в отдельных случаях», – признается Михаэль Швегерль, председатель Баварской ассоциации филологов.
В Германии, по оценкам немецкой ассоциации учителей, в настоящее время не хватает около 40000 учителей. Особенно сильно это проявляется в Саксонии. «Подавляющее большинство украинских школьников здесь обучаются в классах, полностью состоящих из украинцев, – заявила Tagesspiegel Урсула-Марлен Крузе, председатель местного отделения GEW. – Мы никогда не испытывали здесь ничего подобного. Даже сирийцы не доставляли столько проблем. Вдобавок украинские классы в значительной степени препятствуют интеграции, немецкие и украинские дети не ладят друг с другом».
По словам Крузе, выходом из ситуации может стать подготовка украинских учителей, но процесс признания их дипломов очень долгий процесс.
Критика педагогов подкрепляется опросом, проведенным Федеральной конференцией директоров средних школ (BDK) и Немецким союзом филологов среди 356 руководителей средних школ в Баден-Вюртемберге, Берлине, Бранденбурге, Нижней Саксонии, Рейнланд-Пфальце, Мекленбурге-Передней Померании и Саарланде. Согласно данным исследования, только половина опрошенных школ, в которых обучались украинские дети и подростки, получили дополнительный персонал и финансирование для обучения.
Другая половина школ Германии ощущает себя просто брошенными на произвол судьбы. Администрация образовательных учреждений зачастую одинока в поисках решения вопросов найма персонала и, прежде всего, в своей ответственности за дальнейшее будущее детей.