При проведении налогового контроля в виде камеральной или выездной проверки сотрудники налогового ведомства вправе сделать запрос о представлении пояснений. Требование направляется и в рамках дополнительного контроля. Составление такого документа является одним из методов взаимодействия инспекции и плательщиков налогов и вариантом сглаживания споров.
Понятие требования
[stextbox id=’alert’]Требование о представлении документов или пояснений налогоплательщиком является одной из форм выполнения налогового контроля. Такая возможность зафиксирована ст. 93 Налогового кодекса.[/stextbox]
Требование – документ, содержащий следующие данные:
- наименование ведомства по налогам и сборам;
- сведения о налогоплательщике, которому направляется требование;
- основание для запроса;
- причины запроса;
- сроки ответа налогоплательщика;
- ответственность за несоблюдение установленных сроков;
- дата и подпись руководящего лица;
- печать налоговой инспекции.
Информация о налогоплательщике может включать в себя:
- для физических лиц (индивидуальных предпринимателей) – фамилия, имя, отчество, ИНН, адрес местожительства;
- для юридических лиц – наименование предприятия, ИНН/КПП, адрес местонахождения.
Основанием для запроса указывается вид проводимого контроля: наименование декларации или проведение дополнительных мероприятий. Также указывается период, за который представлено требование или расчет.
Нужно ли платить штраф, если налоговики потребовали представить пояснения со сданной отчётности:
Причинами для запроса могут быть:
- отсутствие необходимых документов;
- ошибки в составлении отчетности;
- расхождения в информации, содержащейся в расчете;
- разногласие данных, которые представил налогоплательщик, и сведений, находящихся в налоговой инспекции.
Также в тексте документа указывается исполнительное лицо и номер телефона для связи. Данная информация нужна для того, чтобы получатель при возникновении вопросов по требованию смог обратиться к инспектору, выписывавшему документ.
Порядок направления требования
Сообщение с требованием направляется в течение 5 дней с даты обнаружения ошибок. При проведении выездных или камеральных проверок требование составляется только в рамках данных проверок (2 месяца – для выездной проверки и 3 месяца – для камеральной).
Документ передается лично налогоплательщику или его представителю, отправляется с помощью почтовой связи или по ТКС. По налогу на добавленную стоимость все материалы направляются электронным способом, как со стороны плательщика НДС, так и со стороны ведомства.
Запрос на истребование документов или информации могут быть направлены не только проверяемому лицу, но и его контрагентам, аудиторским организациям и другим лицам, которые владеют необходимой информацией.
Порядок предоставления пояснений
В некоторых случаях период продлевается. Однако для его продления, получателю запроса нужно составить письменное заявление с указанием причин такой необходимости. Указанные периоды считаются как число рабочих дней.
При этом моментом, с которого начинается отсчет этого срока, является:
- при личном получении – день вручения;
- при получении представителем – день вручения;
- при отправке почтой – шестой день со дня отправления;
- по ТКС – дата в квитанции;
- через личный кабинет – следующий день.
Документы или пояснения можно передать лично, через представителя, почтовым отправлением, электронно с помощью ТКС или через личный кабинет на официальном портале службы. При получении электронного запроса на истребование документов или сведений, бухгалтер или иное должностное лицо, ответственное за взаимодействие с налоговой службой, в соответствии со ст. 23 Налогового кодекса обязан подтвердить получение.
Составление ответа для инспектора
В большинстве случаев пояснения составляются в произвольной форме. Исключением является ответ плательщика НДС. В пояснении должны содержаться следующие сведения:
- данные о налогоплательщике (физическом или юридическом лице);
- наименование ведомства по налогам и сборам;
- основание для направления ответа (номер и дата сообщения с требованием);
- текст пояснений;
- список приложений;
- дата и подпись.
[stextbox id=’info’]При наличии печати у налогоплательщика, ставится оттиск. К пояснению прикладываются подтверждающие документы (при наличии). Также могут быть составлены графики, проведены расчеты или даны другие обоснования.[/stextbox]
Пояснение вопросов по НДС подается по установленной Приказом ФНС от 16.12.2016 N ММВ-7-15/682@ форме. Несмотря на это, за передачу документов в электронном виде, но не по утвержденному формату, ответственность не предусматривается.
За игнорирование законных требований налоговиков и несообщение необходимой информации документов предусмотрен штраф в сумме 5 000 руб. (129.1 НК РФ). При повторном нарушении штраф увеличивается в 4 раза.
Как подать возражения на акт налоговой проверки:
Возможные трудности и пути их решения
В процессе взаимодействия физических или юридических лиц с налоговыми инспекторами нередко возникают проблемы. Например:
- Требование направлено по истечению срока камеральной проверки.
В такой ситуации, несмотря на нарушения со стороны налоговиков, следует дать отписку с отказом в предоставлении сведений в связи с окончанием срока контрольных мероприятий.
- Налоговики требуют исправить ошибку, которую плательщик не обнаружил.
Тогда необходимо написать пояснение о том, что в декларации ошибок нет.
- Если присутствуют ошибки в отчетности.
Необходимо отправить уточненную декларацию. Пояснение прилагать не обязательно.