Оптимизация работы предприятия с помощью бизнес-процессов


Организация работы любого предприятия – работа ответственная и важная. От разработанной системы зависит производственный цикл, уровень использования инструментов и станков, прибыльность, востребованность конечного продукта. Сегодня мы познакомимся с терминологией, структурными особенностями, построением бизнес-процессов.

Основополагающие понятия

[stextbox id=’alert’]Бизнес-процесс – четко регламентированная, унифицированная последовательность действий, имеющая входные и выходные параметры, конечный результат. Зарубежные источники утверждают, что это – совокупность однотипных операций, регулируемые организационной структурой.[/stextbox]

Внешний потребитель – клиент, не входящий в организационную систему предприятия.

Внутренний потребитель – физическое или юридическое лицо, находящееся в рамках рассматриваемого объекта.

Результат бизнес-процесса – от качества управленческого аппарата зависит прибыльность, издержки производственной деятельности. Любой процесс характеризуется конечным продуктом, иначе – это бесполезное времяпровождение.

Подпроцесс – структурная составляющая целостной системы. Рассматривается отдельно для понимания механизмов функционирования, управление, извлечения выгоды. Подпроцесс состоит из начальных и конечных показателей, отражает свойства целостной структуры.

Как создать систему на основе бизнес-процессов – смотрите в этом видео:

Операция – примитивная составляющая бизнес-процесса. Если предприятие не подразумевает использование подпроцессов, механизм реализации сводиться к выполнению цепочки операций.

[stextbox id=’black’]Важно знать! Как определиться со степенью детализации процессов? «Масштабирование» применяется, исходя из потребностей управленца. Если это обучающее пособие или информация для новичка, то лучше озаботится созданием подробной структуры. Общее представление описывается только основными операциями.[/stextbox]

Отличительные особенности бизнес-процессов

Как и любой объект в нашем мире, бизнес-процессы обладают набором параметров:

  • продолжительность во времени – любое действие характеризуется временными издержками, наш процесс не исключение;
  • разветвленная структура – изображением дерева подойдет для описания этого пункта. Как ветви сходятся у основания, так и большинство операций и подпроцессов формируют систему;
  • адаптивность – целостность разработанной модели нарушается, но для замены составных частей нужен минимальный промежуток времени;
  • ресурсоемкость – расходный материал является обязательным условием штатного функционирования предприятия. Без качественного ресурса мы не получим конечный продукт.

Характеристика бизнес-процессов

[stextbox id=’info’]Проблема оценивания остро стоит перед управленцами. Определение важных критериев в одночасье приковывает внимание к проблемной области, элементу, операции.[/stextbox]

Вашему вниманию стандартный перечень оценочных величин:

  1. Результативность – конечный продукт совпадает с первоначальной задачей. Если положительный исход зафиксирован, процесс результативен.
  2. Эффективность – расчетная величина, показывающая количество затраченных ресурсов на производство единицы готовой продукции. Если для яблочного варенья нужно 5 кг яблок, а переработано 10 кг – система неэффективна.
  3. Определенность – задокументированная организационная структура соответствует реальным бизнес-процессам. Каждая операция согласовывается с изначальным «рецептом».
  4. Повторяемость – важнейшая характеристика для предприятия. Это способность из раза в раз производить унифицированную продукцию. Идентичность результата регулируется последовательностью операций и подпроцессов.
  5. Адаптивность – гибкость предприятия показывает приспосабливаемость к резкому изменению обстановки. Лишение производственных мощностей или важного подпроцесса не останавливает предприятие, но снижает его эффективность, прибыльность.
  6. Длительность – от временных издержек напрямую зависит количество выпускаемой продукции, эффективность бизнес-процесса.
  7. Стоимость – расчетная характеристика тех затрат, которые ушли на создание одной единицы товара. На основе полученных данных формируется ценовая политика, предпосылки для оптимизации, увеличения эффективность предприятия.

[stextbox id=’warning’]Важно знать! Приведенные выше характеристика носят общий характер – они справедливы для каждого рассматриваемого объекта. Никто не помешает создать несколько индивидуальных.[/stextbox]

Оптимизация работы предприятия с помощью бизнес-процессов
Взаимосвязь бизнес-процессов предприятия.

Моделирование и основные процессы

Модель деятельности – описывает функционирование организационной структуры, наглядно показывает потребности заинтересованных сторон. Для корректного и точного моделирования, правильнее двигаться сверху вниз (от описания общего до рассмотрения отдельных функций).

Модель процессов делиться на три уровня:

  1. Верхний или системный – показываем взаимосвязь видов деятельности, функционирующих в рамках предприятия. Для обеспечения простоты и ясности важно достичь полного соответствия модели с реальностью.
  2. Средний или функциональный – показывает содержимое конкретных процессов, подробно описывает связи между составными частями. Отвечает за распределение ресурсов для подпроцессов.
  3. Нижний или операционный – формируеи последовательность операционных цепочек, поддающихся стандартизации.

Основные бизнес-процессы принадлежат к четырем нижеперечисленным блокам:

  • операционный менеджмент занимается привлечением новых поставщиков, производством товаров, их доставкой, управлением рисками. Что собой представляет должность менеджера по закупкам и какие у него обязанности – читайте по ссылке;
  • Взаимоотношение с клиентами – разработка стратегии поиска потребителей, удовлетворения их потребностей, конкурентоспособность. Тут вы узнаете какими правами и обязанностями обладает менеджер по работе с клиентами;
  • Инновации – внедрение передовых технологий для оптимизации операционных цепочек, подпроцессов. Сюда входит разработка новых товаров и услуг, их продвижение, захват выгодных ниш мирового рынка;
  • Вклад в развитие общества – системный подход инвестирует в защиту окружающей среды (уменьшение выбросов производства), здоровье и безопасность персонала/сотрудников, проведение социальных акций. Как стать инвестором с нуля, с чего начать инвестиционную деятельность – читайте здесь.

Разнообразие бизнес-процессов можно поделить на три вида. Теоретиками давно выведены разновидности управленческих систем, соответствующие мировым стандартам. Все бизнес-процессы делятся по:

Выполняемой роли:

  1. Функциональный – регулирует внешние связи предприятия – формирует новые услуги и товары, заняты поиском новых клиентов, дешевых ресурсов.
  2. Структурный – отвечает за поддержание стабильного состояния предприятия. Сюда входит: контроль за финансами, распределением ресурсов, управление и разработка стратегии развития.
Оптимизация работы предприятия с помощью бизнес-процессов
Система управления бизнес-процессами предприятия.

Влиянию на добавочную стоимость:

  • основной – формирует конкурентоспособность предприятия, создает ценность для внешнего потребителя. Сотрудники фиксируют и распределяют денежные потоки всей организации;
  • вспомогательный – поддерживают целостность системы, направлены на удовлетворение потребностей внутреннего потребителя;
  • управленческий – специалисты формируют общую стратегию развития, разрабатывают производственные задачи. Формирование прочной взаимосвязи между подпроцессами и уровнями – главная задача для управленцев. Какими полномочиями обладает директор и по каким правилам оформляется должностная инструкция генерального директора ООО вы узнаете в публикации по ссылке.

Границам реакции:

  1. Внешние – предприятие имеет входные и выходные связи, реагирует на изменение этих параметров.
  2. Внутренние – структура монополизировала входы и выходы. Все процессы происходят внутри организации.

Примеры бизнес-процессов

[stextbox id=’alert’]Компания разрабатывает программное обеспечение для государственных и частных структур. Штат сотрудников – больше тысячи, открыты представительства в крупных городах СНГ и Европы.[/stextbox]

Основная статья расходов – оплата услуг персонала, PR-компании с привлечением печатных источников, СМИ, телевидения.

Организационная структура имеет казначейство, рабочие отделы, управленческий аппарат, но отсутствует инновационный блок. Это мешает создать эффективную стратегию развития на будущее, конкурентоспособность со временем падает.

В будущем предвидится формирование надстроек, что приведет к замедлению быстродействия системы.

Автоматизация процессов на предприятии

Автоматизация – процесс внедрения программного обеспечения, которое занимается обработкой типовых процедур, тем самым увеличивая продуктивность работы рассматриваемого объекта.

Дополнительное ПО для ключевых информационных потоков предприятия упростит, увеличит скорость принятия решений. Формирование дополнительного отдела аналитики уменьшит риски, продажи увеличатся.

Помимо вышеперечисленного, автоматизация бизнес-процессов снизит время на обработку и согласование документации, рассылку писем потенциальным клиентам.

Заключение

[stextbox id=’black’]Бизнес-процессы эффективно управляют предприятием, уменьшают риски и повышают производительность труда. Основные направления деятельности для управленческого сектора – повышение продаж, ресурсоемкости, оптимизация производственного процесса.[/stextbox]

Как осуществляется управление бизнес-процессами предприятия вы узнаете в этом видео:

Подписка на FBM.RU в Telegram - удобный способ быть в курсе важных экономических новостей! Подписывайтесь и будьте в центре событий. Подписаться.

Добавьте FBM.ru в избранные новости Добавьте FBM в избранные новости

Оценить новость
( Пока оценок нет )
redactor2/ автор статьи
FBM.ru - Финансы  Бизнес Маркетинг