Деловое общение – важнейший навык для взаимодействия с партнерами, коллегами, подчиненными и начальством. Чтобы реализоваться как высококвалифицированный специалист, важно соблюдать субординацию, найти золотую середину между уверенностью в себе и заносчивостью.
Основополагающие понятия
[stextbox id=’alert’]Субординация – служебный кодекс, регламентирующий взаимоотношения между подчиненным и вышестоящим, коллективом. Некоторые считают, что это раболепное следование прихотям начальства, в ущерб конструктивным предложениям.[/stextbox]
Трудовой Кодекс налагает обязательства на руководителей компаний, так коммерческая организация не может существовать без четкий вертикали и горизонтали подчинения (поговорим чуть позже).
Пренебрежение влечет индивидуальные и общие карательные меры: устные/письменные замечания, выговор, увольнение по причине аморального поведения, увольнение работника за прогул.
Как правильно построить субординацию в трудовом коллективе – смотрите в этом видео:
Особенности служебных взаимоотношений
Не существует четкое перечня отличительных черт рабочих отношений, но некоторые мы попытаемся выделить:
- иерархичность – каждая организация имеет установленную вертикаль власти, задокументированную в должностной инструкции, коллективном договоре, трудовом соглашении. Тут вы узнаете, по каким правилам составляется должностная инструкция генерального директора ООО;
- этичность – законодательством не установлена четкая линия поведения сотрудников, начальства. Нормы поведения и деловое общение формируется под влиянием этических и моральных принципов, воспитания;
- санкции – неподчинение или несоответствие общепринятым стандартам поведения влечет материальные взыскания, устные выговоры, понижения в должности, увольнение. Как правильно составить приказ о дисциплинарном взыскании – читайте в публикации по ссылке;
- импровизация – в нашей стране не существует качественных образовательных институций, где бы обучали корпоративному этикету и правилам делового общения.
[stextbox id=’black’]Интересно знать! Император Петр Первый выступал за то, чтобы подчиненные «имели вид залихватский и придурковатый». Таким образом скрывалась некомпетентность высших чинов тогдашней России.[/stextbox]
Регламентирование служебного этикета
Если руководство компании пренебрегает разработкой правил, это чревато хаосом и сумятицей рабочего процесса. Каждый сотрудник должен знать, кто ему поможет, чьи требования он обязан выполнить, какой объем работы готов обработать его подчиненный.
Крупные организационные структуры выстраивают структурные схемы, где четки видна иерархия между подразделениями, отделами.
Как говорилось выше, правила и нормы поведения определяются: приказами, уставом предприятия, трудовым и коллективным договором, должностной инструкцией. Правила составления и оформления должностной инструкции главного бухгалтера рассмотрены здесь.
Законодательное регулирование взаимоотношений отсутствует, но в статье 192 ТК РФ перечислены основные виды дисциплинарных взысканий.
ТК РФ Статья 192. Дисциплинарные взыскания
За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине (часть пятая статьи 189 настоящего Кодекса) для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.
К дисциплинарным взысканиям, в частности, относится увольнение работника по основаниям, предусмотренным пунктами 5, 6, 9 или 10 части первой статьи 81, пунктом 1 статьи 336 или статьей 348.11 настоящего Кодекса, а также пунктом 7, 7.1 или 8 части первой статьи 81 настоящего Кодекса в случаях, когда виновные действия, дающие основания для утраты доверия, либо соответственно аморальный проступок совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.
При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.
Правила внутреннего распорядка
[stextbox id=’info’]Негласным нормам поведения подчиняются все участники трудового процесса: сотрудники, вышестоящее начальство, руководители предприятия.[/stextbox]
Рекомендации, которые помогут сохранить работу:
- Не допускайте язвительных и грубых замечаний, направленных в сторону вышестоящего. Если у вас есть конструктивное предложение, выскажите его в вежливой форме.
- Замкнутость и немногословность – главные пороки при общении с начальством. Старайтесь проявлять больший интерес к разговору, не отвечайте односложно.
- Обращайтесь к вышестоящим осторожно, так как непосредственный руководитель воспримет это как признак неуважения с вашей стороны.
- Если перед коллективом поставлена задача, но не распределены обязанности, сделайте это самостоятельно. Такое решение повысит эффективность, избавит от дискриминации трудовой деятельности.
- Не давайте пустых обещаний, выполнение которых вам не под силу. Трезво оценивайте свои шансы на успех.
- Не используйте коллег как инструмент для самореализации.
- Старайтесь проявить инициативу при решении нестандартных задач, не стесняйтесь высказывать свое мнение. Будьте опорой для начальства и прочих сотрудников фирмы.
Последствия несоблюдения и нарушения трудовой дисциплины
Единичные случаи нарушения субординации приводят к устному замечанию со стороны вышестоящего руководства. После «разбора полетов» начальник пристально наблюдает за провинившимся.
[stextbox id=’warning’]Выговор налагается за систематическое пренебрежение нормами внутреннего распорядка. Соответствующий приказ могут занести в личное дело сотрудника, но в трудовой книге он не учитывается.[/stextbox]
Крайняя мера наказания – увольнение. Руководство идет навстречу провинившемуся и предлагает написать заявление об увольнении по собственному желанию. Однако крайняя неудовлетворенность приводит к расторжению трудового договора в одностороннем порядке. Пометка заноситься в трудовую книгу.
Разновидности субординации
В зависимости от рассматриваемого объекта, принято различать две вариации служебных отношений.
Вертикальная иерархическая цепочка
В организационной структуре это отношения между начальником и подчиненными, сотрудниками и руководителем.
[stextbox id=’alert’]Отношение в коллективе должно быть исключительно деловым, без панибратского отношения со стороны главы, пренебрежительное отношение работников также недопустимо.[/stextbox]
Несколько правил, которые не допустят накала страстей в коллективе:
- если сотрудник не выполнил поставленную задачу, напомните ему о последствиях такого увиливания. Плывя по течению, вы потакаете расхлябанности штата организации;
- делать замечания работнику лучше с глазу на глаз, так вы сохраните его лицо в глазах коллектива. Не переходите на личности, оскорбления;
- не поддавайтесь панике в сложных ситуациях, лидер всегда остается с холодной головой;
- не обсуждайте прилюдно вышестоящее руководство;
- если начальник советуется с вами, постарайтесь показать свои познания, творческое мышление;
- с вопросами лучше обратиться к своему руководителю, а не к вышестоящей особе. Этим вы можете унизить вашего начальника.
Горизонтальные отношения
Здесь формируются взаимосвязи между сотрудниками, руководителями отделов. Более приемлемо следовать идеалам демократии, партнерству. Несколько правил, которые сделает корпоративную атмосферу доброжелательной:
- разделите обязанности поровну, если руководитель не назначил конкретных исполнителей;
- воздержитесь от борьбы за клиентов, их можно найти всегда, а отношения с коллегами испортится безвозвратно;
- обсуждение личной жизни недопустимо во время трудовой деятельности.
Если вы общаетесь с равным себе руководителем, обратите внимание на следующие рекомендации:
- четко и лаконично излагайте важную информацию, не требуйте от собеседника немедленных ответов на поставленные вопросы;
- оперируйте только фактами и цифрами – это заставит партнера вникнуть в суть вопроса;
- не идите на конфронтации, сохраняйте спокойствие, держите эмоции под контролем;
- инициативность при разработке проекта – хороший тон;
- недопустимо использование нецензурной лексики;
- для укрепления знакомства обменяйтесь с собеседником визитками.
Часто встречающиеся ошибки
От недочетов не застрахован никто, поэтому важно ознакомиться с нижеперечисленными типовыми ошибками:
- Директор предприятия отдает распоряжения отделу в обход непосредственного начальника. Это подрывает его авторитет в глазах подчиненных.
- Контроль за выполнением приказов осуществляет другое лицо. Во избежание недоразумений и самоуправства, оговорите полномочия такого человека заранее.
- Назначение двух сотрудников на решение одной задачи. Это не только создает конкуренцию, но и тормозит работу организационной структуры.
- Нет приоритета на выполнение насущных задач. Работник должен понимать, что важнее всего сейчас.
- Оскорбление личности – страшный грех для руководителя. Пытаясь стимулировать подчиненного, начальник не только усугубляет положение, но и самоутверждается за счет другого.
Заключение
[stextbox id=’black’]Рабочая субординация – важный компонент эффективного рабочего процесса любого предприятия. Четкая иерархия подчинения повышает скорость принятия решений, их исполнение, взаимодействие между отделами, руководителями нижнего звена.[/stextbox]
Законы общения и субординации на работе рассмотрены тут: