Банкиры и их предшественники, менялы и ростовщики, веками наживались на обычных людях. Они приобрели в этом деле огромный опыт. Это общеизвестно, но, когда нужны деньги, когда уже некуда деться, граждане все равно идут за займом. А сегодня к обычным методам заработка финансовых специалистов добавились еще и карточные уловки. Чтобы не попадать на каждом шагу впросак, нужно знать хотя бы о 5 хитростях банкиров.
Скрытые условия кредитов
Задача рекламного продукта — навязать потенциальным покупателям товар, сделав его привлекательным. В банковском деле этот метод давно взят на вооружение.
Основная идея: предлагать низкие проценты по займу при минимуме необходимых для оформления договора документов. На практике условия оказываются далекими от тех, что были обещаны публично.
Оформляя кредит или начав погашать его, заемщики могут столкнуться с такими ситуациями:
- Реальная ставка по кредиту оказывается выше, чем в рекламном проспекте. Банк включает в нее различные скрытые комиссии. Это плата за открытие и ведение счета, осуществление платежей и некоторые другие. Выход один — внимательно ознакомиться с текстом договора.
- Относительно низкие проценты предполагают страховку риска невозврата займа. Этот риск оплачивает вместо банка клиент. Оформить страховку предлагают добровольно, но при отказе от нее автоматически повышается ставка. Судебная практика показывает, что такое навязывание услуг может быть признано незаконным. Но люди судятся неохотно, ведь кредит так не получишь, а с банком поссоришься.
- Если у человека улучшилась финансовая ситуация, он стремится закрыть кредит раньше срока. Банк требует за это дополнительный платеж. В суде штраф легко опротестовать, ибо уловка давно признана незаконной. Но здесь у финансовой организации есть лазейка. Она заключается в том, что клиент сам согласился с требованием при подписании договора
Все это относится и к так называемым потребительским кредитам, которые активно продвигаются на рынке. Покупатель клюет на предложения о рассрочке, которая кажется ему выгоднее займа. Но он вновь сталкивается именно с банком, который имеет договор с продавцом товаров.
Шулерство с картами
Даже владелец обычной карты с пенсионным или зарплатным проектом сталкивается с уловками банкиров, которые не прочь и здесь дополнительно погреть руки.
Еще больше возможностей у финансовых воротил появляется в сфере кредитных карт. Банки не зря пытаются как бы в качестве премии за оформление зарплатной карточки выдать и кредитку.
Владельцу карты рано или поздно придется разбираться с тонкостями пользования ею, которые не лежат на поверхности:
- Нужно понимать, что кэшбэк — это отнюдь не наличка, не живые деньги. Даже если по нему начисляются баллы, воспользоваться ими можно далеко не всегда и не везде. Иногда это можно сделать только в Москве и Санкт-Петербурге, в некоторых других крупных городах. Копить баллы придется до дальней поездки, если она вообще когда-нибудь будет по карману.
- Рассчитывать на огромный процент по остатку на карте тоже не приходится. Банку остаток выгоден тем, что формально организация продолжает пользоваться уже выданными клиенту средствами. Человеку же реально «заработать» на остатке сложно. Чтобы получить начисление, часто необходимо пользоваться карточкой не менее года, совершать с ее помощью ежемесячные платежи в большом объеме.
Не менее распространенными являются такие хитрости с карточками, как комиссии за использование банкоматов других кредитных организаций (о чем клиентов «забывают» предупреждать), добровольно-принудительное платное информирование посредством мобильной связи. То же самое касается и других услуг типа авансовых платежей, овердрафта.
Иногда деньги необходимы срочно, условно — до зарплаты. Кредитно-финансовые организации и здесь найдут что предложить. Но скромный ежедневный или месячный процент, который указывается в рекламе, превращается в совершенно драконовскую ставку при перерасчете на год или даже при минимальной задержке платежа. Какими бы ни были жизненные обстоятельства, изучить условия, на которых можно получить деньги, нужно до, а не после оформления документов.