Государственное регулирование деятельности физических и юридических лиц защищает права наемных работников. Предусмотренные законодательством положения – залог успешного конкурирования на рынке, возможность заниматься любимым делом на законных основаниях.
Сегодня мы поговорим о том, как зарегистрировать предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. В процессе повествования рассмотрим характерные особенности процедуры, подводные камни, законодательное регулирование.
Коротко о главном
Государственное оформление статуса носит самостоятельный характер (гражданин сам проходит регламентированные процедуры), либо приобщает специфические организации.
На рынке существует отдельный сегмент компаний, чьи услуги заключаются в юридической поддержке несведущих граждан.
Специалисты берут на себя обязанности по ведению документации, ее сбору, отправке и прочим операциям. От будущего индивидуального предпринимателя нужна только доверенность на совершаемые действия.
Что лучше выбрать – ООО или ИП? Ответ содержится в этом видео:
Среди преимуществ самостоятельного прохождения процедур выделяют:
- огромный опыт во взаимодействии с государственными структурами, сборах сопроводительной документации для специфических нужд;
- экономия денежных ресурсов;
Недостатки также имеют место быть:
- вероятность в отказе регистрации ИП по причине совершенных ошибок на этапе оформления бумаг;
- временные затраты на удовлетворение потребностей контролирующих органов;
- необходимость внесения материальных средств на этапе оформления требуемого статуса.
Платные услуги опираются на сильные стороны:
- Ответственность за ошибки регистрации ложатся на плечи наемных специалистов.
- Деятельность компании-регистратора избавлять гражданина от непосредственного участия в оформлении бумаг.
Слабые стороны также присутствуют:
- Формирование дополнительной статьи расходов на оплату услуг юридического лица.
- Раскрытие личной информации посторонним структурам.
- Сохраняющаяся неосведомленность гражданина в вопросах профессионального общения с государственными органами контроля.
Стоимость вышеназванной процедуры варьируется, исходя из особенностей и статуса инициатора.
Так, самостоятельная регистрация ИП обойдется в 800-5 000 тысяч рублей. Сюда входит:
- выплата государственной пошлины – 800 рублей;
- открытие счета для действий с денежными средствами – до 2 000 тысяч рублей;
- заказ и получение личной печати – от 500 до 1 000 тысячи рублей;
- нотариальное заверение доверенности для представителя – 1 000-1 500 тысяч рублей.
Важно знать! Для определенных категорий граждан действуют льготы на конечную сумму вышеназванных операций. Так, статус официального безработного позволяет вернуть часть материальных издержек.
Выбор оптимального варианта ложится на плечи рассматриваемого гражданина.
Преимущества и недостатки ИП
Статус индивидуального предпринимателя подразумевает возможность ведения бизнеса без регистрации юридического лица. То есть физическое лицо (учитель иди физик-ядерщик) может заниматься изготовление продукции массового потребления или предоставлением услуг.
Однако у каждого вида деятельности есть сильные и слабые стороны, упомянуть о которых мы не можем.

Преимущества ИП:
- простота процедуры оформления (отсутствуют учредительные документы, нет необходимости в специализированных собраниях);
- относительно небольшие материальные издержки на регистрацию;
- содержание собственного дела обходится значительно дешевле, в сравнении с налогообложением ООО;
- контролирующие органы требуют только наличия прописки, отсутствует необходимость в юридическом адресе;
- более простая процедура отчетности (прежде всего бухгалтерская), чем аналогичная коммерческая структура;
- прозрачный процесс лишения статуса индивидуального предпринимателя;
- легкая процедура обналичивания средств с расчетного счета.
К недостаткам ИП относится:
- все материальные средства принадлежат рассматриваемому физическому лицу. Поэтому ответственность за долговые обязательства ложится на его движимое и недвижимое имущества (кроме объектов, защищенных положениями действующего законодательства);
- низкий уровень доверия к деятельности частных предпринимателей со стороны не только конечного потребителя, но и потенциальных партнеров;
- ИП «заказан» вход на тендерные мероприятия;
- индивидуальное предпринимательство нельзя реализовать или заключить договор аренды. Оформление на несколько собственников также недопустимо;
- общая система налогообложения (НДС) неудобна для трудовой деятельности физических лиц. Причина довольно проста – гражданин не может покрыть прошлые расходы прибылью нынешней за счет уменьшения налоговых обязательств.
Действующие лица и способы подачи документации
Согласно действующему законодательству, получить статус ИП могут граждане:
- которым исполнилось 18 лет;
- другого государства, официально находящиеся (и проживающие) на территории Российской федерации.
Положениями очерчен круг лиц, которые могут претендовать на индивидуальную профессиональную деятельность:
- гражданин, имеющий статус недееспособного;
- военнослужащие;
- сотрудники государственных или муниципальных структур;
- лица, незаконно проживающие на территории РФ;
- граждане, не имеющие статуса совершеннолетнего.
Законодательством предусматривается несколько способов подачи заявления и сопроводительной документации:
- Электронная отправка не требует заверения выполняемых действий со стороны физического лица.
- Бумажные вариант предполагает подпись заявителя на месте подачи требуемых бумаг.
- Нотариального заверения требует заявление и документальных пакет, подаваемое уполномоченным лицом без личного присутствия инициатора мероприятий.
Важно знать! С 2013 года документы не требуется скреплять, но обращение в нотариальную контору обрекает листы А4 на сшивание.
Пошаговая инструкция по открытию ИП
Для удобства восприятия разобьем дальнейшее повествование на энное количество логических блоков.
Шаг №1 Выбор
На данном этапе гражданин выбирает способ регистрации предполагаемой трудовой деятельности (самостоятельная или посредством найма юридической конторы).
Шаг №2 Наименование
По закону физическое лицо обязано указывать свои ФИО при оформлении документов, касающихся деятельности организационной структуры.
Шаг №3 Место регистрации
Согласно действующему законодательству, регистрационный адрес определяется, как фактическое место жительства заявителя. Если в паспорте не указана прописка, допускается оформление ИП по адресу места пребывания.
Важно обратиться в отделение Налоговой службы, полномочия которого распространяются на территорию вашего проживания.
Шаг №4 Коды
На этапе оформления выбирается сфера деятельности будущего индивидуального предпринимателя.
Коды, состоящие из разного количества числовых последовательностей, описывают вид занятости, в соответствии с ОКВЭД. Здесь вы узнаете, можно ли и как изменить код ОКВЭД для ООО.
Законодательством не предусматривает ограничений на количество указываемых кодов, а ИП не обязан их использовать по назначению.
Шаг №5 Заявление
Заявителю понадобится заполнить унифицированный документ по форме Р21001 в формате, удобном для рассматриваемого лица. Это может быть бумажный вариант, электронное представление, использование специализированного программного обеспечения.
Важно избежать неточностей и помарок, могущие стать причиной для отказа в регистрации. Особенности почерка диктуют необходимость в использовании печатных букв.
Самостоятельное заполнение форм на компьютере потребует соответствия шрифту и размеру численно-буквенной последовательности. Согласно действующему законодательству, при оформлении листов используются заглавные буквы Courier New 18 кегля.

Шаг №6 Государственная пошлина
Оплата известной величины проводится посредством:
- электронного платежа через официальный сайт налоговой;
- ручного заполнения бланка квитанции (предварительно нужно узнать реквизиты получателя);
Отказ в регистрации не подразумевает возврат денежных средств. Если решение было ошибочных, в рамках судебного разбирательства можно вернуть деньги.
Шаг №7 Налогообложение
Начинающему предпринимателю важно выбрать оптимальной вариант начисления налоговых сборов. Для этих целей отлично подходит упрощенная система (УСН), так она подразумевает широкий выбор сфер деятельности вместе с простотой для понимания
Отсутствие ИНН заставляет физическое лицо заполнить очередную унифицированную форму.
Шаг №8 Проверка
Будущему ИП нужно убедиться в полноте собранных бумаг:
- унифицированное заявление, составленное по форме Р21001;
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Тут вы узнаете, как правильно составить уведомление о переходе на УСН;
- паспорт и копии всех страниц (включая пустые);
- копия ИНН (требуется для определенных видов деятельности).
Шаг №9 Подача документов
В местное отделение ФНС подается пакет документации, оговоренный выше. От инициатора требуется подпись заявления в присутствии уполномоченного государственного служащего. Он должен выдать расписку по факту получения бумаг, здесь же указывается предварительная дата рассмотрения «заявки».
Подача документов через представителя потребует доверенность, заверенная нотариусом и подписью рассматриваемого физического лица.

Шаг №10 Статус зарегистрированного
Уполномоченный сотрудник выдает:
- Выписку из ЕГРИП.
- Свидетельство с номером ИНН (в случае отсутствия такового).
Для некоторых видов деятельности дополнительно выдается:
- Свидетельство о постановке на учет в Пенсионном фонде.
- Уведомление о наличии кодов статистики.
Важно знать! Налоговая служба, с января 2017 года, прекратила оформление и выдачу свидетельств о регистрации ИП. Документ был заменен на лист записи ЕГРИП, который обладает аналогичной юридической силой.
Самостоятельная постановка на учет в фондах не требуется, так как уполномоченный орган самостоятельно высылает информацию о новом индивидуальном предпринимателе.
Однако в некоторых случаях потребуется личное оформление в соответствующие инстанции для получения свидетельства.
Заключение
Приведенная же выше пошаговая инструкция дает полное понимание действий, необходимых для получения разрешения на профессиональную деятельность.
Правила регистрации ИП подробно рассмотрены в этом видео: