Государственное регулирование деятельности физических и юридических лиц защищает права наемных работников. Предусмотренные законодательством положения – залог успешного конкурирования на рынке, возможность заниматься любимым делом на законных основаниях.
Сегодня мы поговорим о том, как зарегистрировать предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации. В процессе повествования рассмотрим характерные особенности процедуры, подводные камни, законодательное регулирование.
Коротко о главном
[stextbox id=’alert’]Регистрация индивидуального предпринимателя – регламентированный законодательством процесс. Он характеризуется сбором сопроводительной документации, оформлением прошений и заявлений, проработкой плана дальнейшего развития профессиональной деятельности.[/stextbox]
Государственное оформление статуса носит самостоятельный характер (гражданин сам проходит регламентированные процедуры), либо приобщает специфические организации.
На рынке существует отдельный сегмент компаний, чьи услуги заключаются в юридической поддержке несведущих граждан.
Специалисты берут на себя обязанности по ведению документации, ее сбору, отправке и прочим операциям. От будущего индивидуального предпринимателя нужна только доверенность на совершаемые действия.
Что лучше выбрать – ООО или ИП? Ответ содержится в этом видео:
Среди преимуществ самостоятельного прохождения процедур выделяют:
- огромный опыт во взаимодействии с государственными структурами, сборах сопроводительной документации для специфических нужд;
- экономия денежных ресурсов;
Недостатки также имеют место быть:
- вероятность в отказе регистрации ИП по причине совершенных ошибок на этапе оформления бумаг;
- временные затраты на удовлетворение потребностей контролирующих органов;
- необходимость внесения материальных средств на этапе оформления требуемого статуса.
Платные услуги опираются на сильные стороны:
- Ответственность за ошибки регистрации ложатся на плечи наемных специалистов.
- Деятельность компании-регистратора избавлять гражданина от непосредственного участия в оформлении бумаг.
Слабые стороны также присутствуют:
- Формирование дополнительной статьи расходов на оплату услуг юридического лица.
- Раскрытие личной информации посторонним структурам.
- Сохраняющаяся неосведомленность гражданина в вопросах профессионального общения с государственными органами контроля.
Стоимость вышеназванной процедуры варьируется, исходя из особенностей и статуса инициатора.
Так, самостоятельная регистрация ИП обойдется в 800-5 000 тысяч рублей. Сюда входит:
- выплата государственной пошлины – 800 рублей;
- открытие счета для действий с денежными средствами – до 2 000 тысяч рублей;
- заказ и получение личной печати – от 500 до 1 000 тысячи рублей;
- нотариальное заверение доверенности для представителя – 1 000-1 500 тысяч рублей.
Важно знать! Для определенных категорий граждан действуют льготы на конечную сумму вышеназванных операций. Так, статус официального безработного позволяет вернуть часть материальных издержек.
[stextbox id=’info’]Услуги юридических контор равны 1 000-5 000 тысячам рублей. Величина не отражает затраты на выплату госпошлины, условия договора могут не предусматривать заказ печати и открытие расчетного счета.[/stextbox]
Выбор оптимального варианта ложится на плечи рассматриваемого гражданина.
Преимущества и недостатки ИП
Статус индивидуального предпринимателя подразумевает возможность ведения бизнеса без регистрации юридического лица. То есть физическое лицо (учитель иди физик-ядерщик) может заниматься изготовление продукции массового потребления или предоставлением услуг.
Однако у каждого вида деятельности есть сильные и слабые стороны, упомянуть о которых мы не можем.
Преимущества ИП:
- простота процедуры оформления (отсутствуют учредительные документы, нет необходимости в специализированных собраниях);
- относительно небольшие материальные издержки на регистрацию;
- содержание собственного дела обходится значительно дешевле, в сравнении с налогообложением ООО;
- контролирующие органы требуют только наличия прописки, отсутствует необходимость в юридическом адресе;
- более простая процедура отчетности (прежде всего бухгалтерская), чем аналогичная коммерческая структура;
- прозрачный процесс лишения статуса индивидуального предпринимателя;
- легкая процедура обналичивания средств с расчетного счета.
К недостаткам ИП относится:
- все материальные средства принадлежат рассматриваемому физическому лицу. Поэтому ответственность за долговые обязательства ложится на его движимое и недвижимое имущества (кроме объектов, защищенных положениями действующего законодательства);
- низкий уровень доверия к деятельности частных предпринимателей со стороны не только конечного потребителя, но и потенциальных партнеров;
- ИП «заказан» вход на тендерные мероприятия;
- индивидуальное предпринимательство нельзя реализовать или заключить договор аренды. Оформление на несколько собственников также недопустимо;
- общая система налогообложения (НДС) неудобна для трудовой деятельности физических лиц. Причина довольно проста – гражданин не может покрыть прошлые расходы прибылью нынешней за счет уменьшения налоговых обязательств.
Действующие лица и способы подачи документации
Согласно действующему законодательству, получить статус ИП могут граждане:
- которым исполнилось 18 лет;
- другого государства, официально находящиеся (и проживающие) на территории Российской федерации.
Положениями очерчен круг лиц, которые могут претендовать на индивидуальную профессиональную деятельность:
- гражданин, имеющий статус недееспособного;
- военнослужащие;
- сотрудники государственных или муниципальных структур;
- лица, незаконно проживающие на территории РФ;
- граждане, не имеющие статуса совершеннолетнего.
[stextbox id=’black’]Регистрацией предпринимательской деятельности занимается ФНС – Федеральная налоговая служба.[/stextbox]
Законодательством предусматривается несколько способов подачи заявления и сопроводительной документации:
- Электронная отправка не требует заверения выполняемых действий со стороны физического лица.
- Бумажные вариант предполагает подпись заявителя на месте подачи требуемых бумаг.
- Нотариального заверения требует заявление и документальных пакет, подаваемое уполномоченным лицом без личного присутствия инициатора мероприятий.
Важно знать! С 2013 года документы не требуется скреплять, но обращение в нотариальную контору обрекает листы А4 на сшивание.
Пошаговая инструкция по открытию ИП
Для удобства восприятия разобьем дальнейшее повествование на энное количество логических блоков.
Шаг №1 Выбор
На данном этапе гражданин выбирает способ регистрации предполагаемой трудовой деятельности (самостоятельная или посредством найма юридической конторы).
Шаг №2 Наименование
По закону физическое лицо обязано указывать свои ФИО при оформлении документов, касающихся деятельности организационной структуры.
[stextbox id=’warning’]Однако никто не запрещает зарегистрировать товарный знак и коммерческое обозначение, которое больше подходит для обозначения имущественного комплекса (кафе «Два веселых гуся»).[/stextbox]
Шаг №3 Место регистрации
Согласно действующему законодательству, регистрационный адрес определяется, как фактическое место жительства заявителя. Если в паспорте не указана прописка, допускается оформление ИП по адресу места пребывания.
Важно обратиться в отделение Налоговой службы, полномочия которого распространяются на территорию вашего проживания.
Шаг №4 Коды
На этапе оформления выбирается сфера деятельности будущего индивидуального предпринимателя.
Коды, состоящие из разного количества числовых последовательностей, описывают вид занятости, в соответствии с ОКВЭД. Здесь вы узнаете, можно ли и как изменить код ОКВЭД для ООО.
Законодательством не предусматривает ограничений на количество указываемых кодов, а ИП не обязан их использовать по назначению.
[stextbox id=’alert’]К примеру, последовательность «18.12» делает доступными другие виды полиграфической деятельности. Код 73.12 разрешает представление физического лица в средствах массовой информации.[/stextbox]
Шаг №5 Заявление
Заявителю понадобится заполнить унифицированный документ по форме Р21001 в формате, удобном для рассматриваемого лица. Это может быть бумажный вариант, электронное представление, использование специализированного программного обеспечения.
Важно избежать неточностей и помарок, могущие стать причиной для отказа в регистрации. Особенности почерка диктуют необходимость в использовании печатных букв.
[stextbox id=’download’]Бланк заявления для регистрации.[/stextbox]
Самостоятельное заполнение форм на компьютере потребует соответствия шрифту и размеру численно-буквенной последовательности. Согласно действующему законодательству, при оформлении листов используются заглавные буквы Courier New 18 кегля.
Шаг №6 Государственная пошлина
Оплата известной величины проводится посредством:
- электронного платежа через официальный сайт налоговой;
- ручного заполнения бланка квитанции (предварительно нужно узнать реквизиты получателя);
Отказ в регистрации не подразумевает возврат денежных средств. Если решение было ошибочных, в рамках судебного разбирательства можно вернуть деньги.
Шаг №7 Налогообложение
Начинающему предпринимателю важно выбрать оптимальной вариант начисления налоговых сборов. Для этих целей отлично подходит упрощенная система (УСН), так она подразумевает широкий выбор сфер деятельности вместе с простотой для понимания
[stextbox id=’black’]Соответствующее заявление можно подать вместе с пакетом сопроводительной документации или после регистрации индивидуального предпринимателя.[/stextbox]
Отсутствие ИНН заставляет физическое лицо заполнить очередную унифицированную форму.
Шаг №8 Проверка
Будущему ИП нужно убедиться в полноте собранных бумаг:
- унифицированное заявление, составленное по форме Р21001;
- квитанция об оплате государственной пошлины;
- заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения. Тут вы узнаете, как правильно составить уведомление о переходе на УСН;
- паспорт и копии всех страниц (включая пустые);
- копия ИНН (требуется для определенных видов деятельности).
Шаг №9 Подача документов
В местное отделение ФНС подается пакет документации, оговоренный выше. От инициатора требуется подпись заявления в присутствии уполномоченного государственного служащего. Он должен выдать расписку по факту получения бумаг, здесь же указывается предварительная дата рассмотрения «заявки».
Подача документов через представителя потребует доверенность, заверенная нотариусом и подписью рассматриваемого физического лица.
Шаг №10 Статус зарегистрированного
[stextbox id=’info’]В течении трех рабочих дней принимается решение о присвоении статуса ИП или его отклонении на законных основаниях. Физическому лицу, для получения свидетельств, требуется паспорт и расписка.[/stextbox]
Уполномоченный сотрудник выдает:
- Выписку из ЕГРИП.
- Свидетельство с номером ИНН (в случае отсутствия такового).
Для некоторых видов деятельности дополнительно выдается:
- Свидетельство о постановке на учет в Пенсионном фонде.
- Уведомление о наличии кодов статистики.
Важно знать! Налоговая служба, с января 2017 года, прекратила оформление и выдачу свидетельств о регистрации ИП. Документ был заменен на лист записи ЕГРИП, который обладает аналогичной юридической силой.
Самостоятельная постановка на учет в фондах не требуется, так как уполномоченный орган самостоятельно высылает информацию о новом индивидуальном предпринимателе.
Однако в некоторых случаях потребуется личное оформление в соответствующие инстанции для получения свидетельства.
Заключение
[stextbox id=’warning’]Процесс регистрации ИП – простая процедура, сложности с которой возникают только у новичков. Несведущие граждане имеют полное право обратиться за помощью к специалистам из юридических контор, предоставляющих специфические услуги (не бесплатные).[/stextbox]
Приведенная же выше пошаговая инструкция дает полное понимание действий, необходимых для получения разрешения на профессиональную деятельность.
Правила регистрации ИП подробно рассмотрены в этом видео: