Такой термин, как микропредприятие, появился относительно недавно. Но люди, активно занимающиеся бизнесом, в последнее время все больше интересуются всеми преимуществами и особенностями такого вида предпринимательства.
Микропредприятие является формой малого бизнеса, которая сейчас уверенно набирает популярность. ИП или ООО, относящиеся к микропредприятиям, имеют годовую выручку в размере до 120 млн. руб.
На благо компании должно трудиться менее 15 человек за предыдущий год. Эти параметры установлены Федеральным законом Российской Федерации.
[stextbox id=’alert’]Также к микропредприятиям относятся субъекты малого бизнеса, в учредительстве которых на 25% участвуют представители других компаний, и на 49% и менее юридические лица и фирмы из других стран, которые формами малого предпринимательства не являются.[/stextbox]
Главные критерии микропредприятия
Субъект бизнеса, который относится к микропредпринимательству, должен соответствовать трем базовым параметрам:
- годовой доход компании и общая стоимость активов не должна превышать 120 млн. рублей;
- за предыдущий год численность работников должна быть 15 и менее человек;
- доля участия в уставном капитале других фирм должна быть в рамках установленного лимита.
Если все условия соблюдены, то микропредприятием может считаться любая компания с произвольным налоговым режимом.
Эффективны ли на практике микропредприятия вы можете посмотреть в этом видео:
https://www.youtube.com/watch?v=3EIEy904e3c
Дополнительные условия микропредпринимательства
Второстепенные, но такие же обязательные для выполнения условия полностью регулируются российским законодательством. Соблюдать критерии компания должна, если хочет получить или сохранить статус микропредприятия.
К дополнительным условиям относится участие иностранных физических и юридических лиц в учредительстве отечественной компании на уровне не более 25%.
[stextbox id=’black’]Если соучредителем является иностранная фирма малого бизнеса, то этот процент может возрасти до 49%. Нарушение данных условий влечет за собой жестокие санкции по отношению к российскому микропредприятию.[/stextbox]
Список преимуществ
Компания, которая зарегистрирована как микропредприятие и получила соответствующий статус, имеет немалый список веских преимуществ, гарантирующих предпринимателю стремительный и удачный бизнес.
Популярность микро бизнеса возникла на фоне того факта, что у любой фирмы самым рискованным временем является начальный этап. Чтобы облегчить старт в развитии компании, государство создало благоприятные условия, которые положительно повлияли на успешное прохождение сложного стартового периода.
Огромное количество отечественных предпринимателей пользуются предоставленной возможностью и массово создают такие коммерческие организации.
Микропредприятие могут выполнять свои налоговые обязательства перед государством за пониженной тарифной ставкой. Ее размер составляет всего 9%. В данную налоговую повинность входят:
- подоходный налог с физических лиц;
- уплата социального страхования;
- подоходный налог с компании;
- государственная пошлина за риск предпринимательства.
Основные преимущества можно выделить следующие:
- скорость в принятии решений управленческого характера;
- оперативность прохождения сведений, которые влияют на мобильность производства и стремительного накопления капитала;
- для начального этапа не всегда нужен стартовый капитал, что привлекает приличное число граждан для участия в малом бизнесе;
- небольшая продолжительность производственного цикла;
- высокий уровень завершенного производства, благодаря чему снижается потребность регулировать денежный оборот и ускорять его;
- вследствие выше сказанного доходность компании увеличивается, срок окупаемости сокращается, появляется возможность страховой финансовый резерв;
- организация производства осуществляется рационально, поэтому снижаются накладные расходы, уменьшается себестоимость продукции и увеличивается ее прибыльность;
- сбыт продукции происходит более стабильно из-за того, что микропредприятие ориентируется на спрос покупателя;
- микро бизнес хорошо приспосабливается к рыночным изменениям;
- компания может одновременно запускать производство разнообразной продукции, которая пользуется спросом;
- с легкостью подхватывает рыночные тенденции и довольно быстро осваивает новинки научно-технического прогресса;
- может взять на работу приличное количество работником, тем самым понижая уровень безработицы;
- делает акцент на внутриотраслевой специализации и создает малые производства узкой специализации. Благодаря этому возрастает производительность труда;
- оказывает минимально вредное влияние на окружающую среду;
- активно занимает рыночные ниши, которые неинтересны крупным производителям.
Недостатки микропредприятия
- низкая диверсификация товара из-за недостаточного финансирования и технического оснащения;
- небольшой уровень уставного фонда, что влечет за собой ограничение в кредитных ресурсах;
- плохая переносимость изменений управленческих критериев ввиду ограниченной товарной номенклатуры, недостаточной финансовой независимости. Данные факторы могут привести к значительным потерям или банкротству;
- ограниченные собственные средства негативно отражаются на техническом оснащении и возможности приобрести новейшее оборудование высокой производительности, применении новинок производственных технологий и расходных материалов, дополнительном финансировании научных исследований.
Получение статуса
Чтобы фирма была признана микропредприятием, необходимо соблюдать установленные законодательством ограничения, которые касаются численности сотрудников, годового дохода и доле участия государственных организаций. Обычно, предприятие с полученным статусом вносится в реестр субъектов малого бизнеса.
Для получения статуса и внесения в реестр нужно:
- написать заявление и дополнить необходимыми приложениями;
- предоставить выписку из ЕГРИП;
- прикрепить к пакету документов коды статистики (это относится к юридическим лицам).
[stextbox id=’download’]Образец заполнения заявления на включение в реестр субъектов малого бизнеса.[/stextbox]
Также понадобятся:
- информация о численности штата с отметкой ФНС за предыдущий год;
- декларация доходов предпринимателя, которая прошла проверку налоговой инспекции;
- ЗАО или ОАО должны предоставить сведения (выписку из реестра) об акционерах;
- паспорт и генеральная доверенность.
Пошаговая инструкция
В заявлении на вхождение в реестр необходимо заполнить все поля. Бланк можно отыскать на сайтах учреждений, которые занимаются поддержкой предпринимательства. Кроме заявления, нужно заполнить приложения с информацией о формах бухотчетности и учредителях.
Если документы в департамент поддержки бизнеса будет подавать представитель предприятия, понадобится соответствующая доверенность, на которой должна быть подпись руководителя и печать. Можно обойтись без нотариального заверения. При подаче пакета документов самим предпринимателем доверенность необязательна.
Практически все документы подаются в оригинале. После их сверки они возвращаются заявителю.
[stextbox id=’warning’]Если документы подготовлены правильно и в департаменте не возникает никаких претензий, сотрудник службы назначает заявителю время, в которое ему на руки выдадут свидетельство о включении в реестр.[/stextbox]
Бухгалтерский баланс
Микропредприятие на законных основаниях может вести бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе:
- В финансовую отчетность включаются данные групп статей без их детализации. То есть расписывать показатели по каждой статье не нужно;
- Приложения к бухгалтерскому балансу должны содержать только самую главную информацию, без которой оценивать финансовое положение микропредприятия невозможно.
- Однако закон не запрещает такому предприятию формировать полноценную бухгалтерскую отчетность.
Что такое балансовая стоимость основных средств и как отразить ее в бухгалтерской отчетности вы узнаете здесь.
Льготы для микропредприятия
В 2017 году микропредприятия и малый бизнес получили от государства следующие льготы:
- налоговые каникулы для предпринимателей, которые только зарегистрировали свой бизнес. Данная льгота действительна до 2020 года включительно, при условии, что преференция предоставлена на два года. Обычно бизнесмену дают льготу только на год для «становления на ноги»;
- надзорные каникулы дают шанс собственнику предприятия вычеркнуть свой бизнес из списка организаций, которые будут проверять в течение года. Чтобы воспользоваться льготой, нужно написать заявление, в которой просят отменить проверку, и подать документ в контролирующий орган. Надзорные каникулы недоступны для организаций, которые в течение предыдущих трех лет допустили различные нарушения, и бизнес из образовательной, социальной, здравоохранительной сферы.
- в зависимости от места нахождения микропредприятия могут быть предоставлены региональные налоговые льготы.
- государственные субсидии.
- отмена обязательного кадрового учета.
- смягчение условий аренды помещения.
Претендовать на определенные льготы могут микропредприятия, которые включены в Единый реестр.
Кадровое делопроизводство
[stextbox id=’alert’]В прошлом году были внесены некоторые изменения к Трудовому Кодексу РФ. Появилась небольшая глава, которая состоит из двух статей. Эти статьи многое меняют в функционировании микропредприятия.[/stextbox]
Согласно внесенным поправкам:
- трудовые отношения на микропредприятии регулируются главой 48.1 Трудового Кодекса;
- если предприятие перестало быть микро, информация об этом записывается в реестр субъектов малого предпринимательства;
- работодателю, изменившему свой статус, предоставляется четыре месяца с момента внесения изменений в единый реестр. За это время он должен начать вести кадровый документооборот в стандартном порядке.
Микропредприятие получает право частично или в полной мере отказаться от нормативных актов, которые регулируют внутренний трудовой распорядок, правила оплаты труда и премирования, график работы по сменам и прочее.
При воспользовании таким правом вместо нормативных актов с сотрудниками нужно будет заключать трудовые договоры. В них прописаны условия и решения вопросов, которые регулируются нормативными актами.
Изменения статуса организации
[stextbox id=’black’]При разных обстоятельствах предприятие может лишиться статуса микро. Этот факт должен быть обязательно задокументирован в государственном реестре. Внесенные изменения означают прекращение или смену формата трудовых отношений между собственником фирмы и его подчиненными.[/stextbox]
В трудовых книжках нужно откорректировать записи в соответствии с нормами трудового права. Также необходимо заключить с наемным персоналом новые договора.
Локальные акты
Согласно с действующим законодательством РФ трудовой договор на микропредприятии нужно составлять по типовой форме, в которой предусматриваются различные законодательные ситуации.
Если штат сотрудников превышает 10 человек, то заключать типовые договора будет сложно. Проблемой может стать огромное количество возможных законодательных случаев. Поэтому локальные акты будут более удобными.
Как рассчитать среднесписочную численность работников вы можете узнать в этой статье.
Федеральный закон
Новое законодательство предусматривает более жесткие условия для ведения финансовых дел на микропредприятии.
Если в компании возникают проблемы с выплатой заработной платы, то к работодателю будут применены штрафные взыскания. Также упраздняют договора услуг.
[stextbox id=’info’]Вместо них требуется заключать трудовые соглашения. Изменения коснутся и типового договора. За нарушения физические и юридические лица будут привлекаться к административному штрафованию.[/stextbox]
Реестр микропредприятий
Реестр субъектов хозяйствования со статусом микро ведет специальная государственная структура. Осуществляется для ведения учета организаций, которым нужна государственная поддержка.
Если по статистике микропредприятие можно отнести к малому предприятию, то в реестр его могут и не занести. Также случается и наоборот, организация числится в реестре, но малым предприятием не является.
Трудовые книжки могут для микропредприятий заменить на трудовой договор? Ответ содержится в этом видео: