Торговля и сфера предоставления услуг подразумевают общение с непосредственными покупателями или клиентами. Хорошим тоном считается наличие уголка потребителя, где указаны основные права гражданина, информация об организационной структуре, ответственность за нарушение положений действующего законодательства.
Сегодня мы поговорим о порядке формирования, структуре и особенностях уголка потребителя. Рассмотрим особенности и перечень документов для физических и юридических лиц.
Основополагающие понятия
[stextbox id=’alert’]Уголок потребителя –оформленный специальным образом перечень документов, защищающих права покупатели, содержит информацию о компании или частном предпринимателе.[/stextbox]
Действующее законодательство не дает четкой трактовки понятию, поэтому в Сети встречаются синонимы «уголок покупателя», «информационный стенд», «информационная вывеска».
Также отсутствует четкий контроль за установкой и оформлением, однако существует несколько рекомендаций, о которых поговорим чуть позже.
Книга жалоб и предложений – унифицированный документ, являющийся обязательным компонентом уголка потребителя. Если она отсутствует в зоне видимости, клиент имеет право потребовать ее у персонала.
Правила и порядок оформления уголка потребителя – в этом видео:
За отсутствие, ненадлежащее оформление и предоставление недостоверной информации предусмотрена административная ответственность.
[stextbox id=’black’]Как правило, наказание применяется в виде наложения штрафа, размер которого зависит от: степени тяжести правонарушения, ответственного лица, формы трудовой деятельности.[/stextbox]
Законодательное регулирование
Разъяснения об обязанностях ответственного лица дают Правила продажи отдельных видов товаров. Реализатор или специалист уведомляет потребителя о наименовании торговой марки или организационной структуры, предоставляет информацию, не имеющую статус коммерческой тайны.
Закон «О защите прав потребителей» регламентирует право гражданина на знакомство с общей информацией о предприятии, требование книги жалоб и предложений для внесения соответствующей записи. Тут вы узнаете, как правильно оформить книгу жалоб и предложений.
Вышеназванные положения обязаны содержат следующие данные:
- наименование и аккредитация предприятия или физического лица;
- лицензия, разрешающая трудовую деятельность;
- регистрация и время работы СПД;
- контролирующий орган, в который можно обратиться с жалобой о правонарушении.
[stextbox id=’info’]Важно знать! Представление дополнительной информации могут потребовать местные законодательные инициативы рассматриваемого субъекта РФ.[/stextbox]
Структура уголка потребителей и обязательные требования
Как говорилось ранее, унифицированной формы оформления нет, контролирующими органами выдвинуты только некоторые требования, корректирующие конечный вид объекта.
Вне зависимости от вида занятости, информация на стенде обобщается для удобства восприятия. Перечень обязательных документов делится на:
- нормативные;
- санитарные;
- общие данные о производстве, индивидуальном предпринимателе;
- прочую информацию, состав которой не регулируется законом.
Нормы Российской Федерации предусматривают наличие следующих бумаг:
- Копия закона, защищающего права потребителей.
- Оригинал или копия свидетельства о регистрации ООО или ИП.
- Наименование рассматриваемой организационной структуры.
- Юридический и физический адреса предприятия, физического лица. Что представляет собой юридический адрес регистрации ООО и как его выбрать – читайте здесь.
- Информация о категориях граждан, которым полагается внеочередное обслуживание.
- Режим трудовой деятельности, приемные часы.
- Телефоны неотложных служб.
Также указываются документы, зависящие от вида предпринимательской деятельности:
- Копия бумаги, подтверждающая государственную лицензию коммерческой структуры.
- Нормативно-правовая база, положения которой соответствуют зарегистрированному профилю.
- Ценовой прейскурант и перечень предоставляемых услуг.
- Информация о категории товара, реализация которого недопустима для несовершеннолетних лиц.
- Соответствие санитарно-гигиенических норм рассматриваемому профилю организации.
В блоке «Обратная связь» указываются следующие данные:
- Местоположение и номера телефоном государственных органов контроля.
- Журнал учета проверок специализированных ведомств.
- Книга отзывов и предложений.
Категория «Дополнительная информация» формируется на усмотрение предпринимателя:
- Нюансы реализации готовой продукции или оказываемой услуги (наличие/отсутствие дисконтных карт, скидок).
- Сведения о плановых мероприятиях по переоборудованию объекта коммерческого сектора. Причем оформляется ответственным лицом не позднее пяти дней до начала работ.
- Сертификаты, подтверждающие качество товаров.
- Приказ, предусматривающий переход чеков ККТ к другому виду подтверждающих бланков.
[stextbox id=’warning’]Важно знать! Органы по защите прав потребителей проверяют информационный стенд на предмет доступности для граждан, правдивости используемых данных и документов.[/stextbox]
Уголок потребителя для ИП
Главная задача любого организационно-правового объекта – удовлетворение потребностей покупателя/клиента.
Деятельность индивидуального предпринимателя сопряжена с оформлением информационного стенда, где в обязательном порядке указываются:
- копия свидетельства, разрешающего профессиональную деятельность;
- копия документа, подтверждающая присвоенный ИНН. Он является «путеводной звездной» для покупателя, который хочет подать жалобу на рассматриваемого ИП.
Перечень прочих бумаг идентичен представленному выше образцу.
Уголок потребителя для ООО
Наличие вышеназванной формы правовой собственности не освобождает от оформления уголка потребителя. Однако для некоторых категорий предусмотрены дополнительные документы, требуемые государственными ведомствами.
Заведения общественного питания (кафе, рестораны) обязаны предоставить информационный стен с указанием:
- Положений по оказанию услуг общественного питания.
- Ценовой политики на рассматриваемые услуги (прейскурант).
- Свидетельства, подтверждающего соответствие заведения санитарно-гигиеническим нормам.
- Лицензии на осуществление трудовой деятельности.
Для реализации медикаментов требуется:
- Лицензия на фармацевтическую деятельность.
- Правила поведения граждан на территории аптечного комплекса.
- Информация о составе и сроках хранения препаратов, изготовленных на территории рассматриваемого объекта.
- Документ, регулирующий допустимые границы ценовой политики на медикаменты.
В остальном перечень удостоверяющих бумаг идентичен списку, представленному выше.
Ответственность за отсутствие информационного стенда
[stextbox id=’alert’]Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность, в виде штрафа, за: грубые ошибки в оформлении, представление неправдивой информации, отсутствие информационного стенда.[/stextbox]
Размер штрафных санкция:
- для структур коммерческого характера – от 5 000 до 10 000 тысяч рублей;
- для физических лиц – от 500 до 1 000 тысячи рублей.
Заключение
Уголок потребителя регулирует взаимоотношения между гражданином и объектами торговой сферы, предоставления услуг. Оформленный стенд – гарантия защиты прав покупателя, возможность оперативного внесения жалоб на организацию или ИП.
Каким должен быть уголок потребителя – смотрите тут: