Анализ изотопного состава подтвердил нацистское происхождение урана из лаборатории США

В результате анализа изотопного состава образца урана из Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории американскими химиками установлено, что он был изготовлен в нацистской Германии.

Научный сотрудник лаборатории Джон Швантес рассказывает: «Мы подозревали, что этот образец урана был изготовлен в нацистской Германии и впоследствии вывезен в США, однако доказательств не было. Теперь мы планируем сравнить составы нескольких аналогичных образцов, благодаря чему можно будет определить, какие группы немецких ученых с ними работали».

Известно, что в 1939 году была официально запущена ядерная программа нацистской Германии. Тогда немецкими специалистами проводилось исследование процесса распада атомов урана, и осуществлялось строительство экспериментальных ядерных реакторов для производства плутония. Исследование возглавляли две независимые группы ученых, одной из которых руководил Вернер Гейзенберг, а второй – Курт Дибнер.

Исследуемый уран хранился в виде кубов с длиной ребра примерно в шесть сантиметров. В конце войны насчитывалось несколько сотен таких кубов. Планировалось использовать их в экспериментальном ядерном реакторе.

В последующем уран оказался в руках войск союзников, основная часть которого была вывезена в США вместе с самими учеными, а ещё одна часть кубов группы Дибнера бесследно исчезла.

Швантес и его коллеги выяснили, что один из этих кубов хранится в Тихоокеанской северо-западной национальной лаборатории. Ученые давно подозревали, что у этого урана нацистское происхождение, однако, как он попал в лабораторию, никто не знал.

В скором времени химиками будут изучены доли различных редкоземельных изотопов в этих кубах, чтобы уточнить место добычи урана и узнать, какой из групп исследователей Германии на самом деле принадлежали данные образцы.

Подробнее с результатами анализа можно познакомиться в научном журнале Physics Today.