Cell: древняя ДНК прояснила историю средневековых евреев

Международная группа ученых исследовала образцы ДНК ашкеназских евреев из Эрфурта в Германии, которые были похороненных не позднее XIV века. Как выяснилось, еврейская община средневекового Эрфурта была генетически более разнообразной, чем современные ашкеназы. Научная работа опубликована в журнале Cell.

Известно, что этнорелигиозная группа евреев ашкеназов возникла в Рейнской области в X веке. Численность современных ашкеназов — примерно 10 млн.

Когда в Эрфурте реконструировалось старое здание, там были обнаружены могилы еврейского кладбища. Данные захоронения, по словам ученых, относятся к XIV веку. Найденные останки были перезахоронены. А еврейская община Тюрингии дала разрешение на получение зубов, чтобы эксперты могли провести экстракцию ДНК.

Возраст индивидов на момент смерти составлял от 5 до 60 лет, а 14 человек были младше 20 лет. Ученые выяснили, что одна группа более родственна популяциям Ближнего Востока, а вот вторая – к европейским популяциям. При этом среди современных ашкеназов подобное четкое разделение отсутствует.

Отталкиваясь от генетических данных, было подтверждено, что небольшая популяция, от которой происходят все современные ашкеназы, жила ранее XIV века.

Ученые также выявили в исследованных геномах протяженные участки высокой гомозиготности (ROH). Данная информация указывает на события инбридинга в родословной и (или) происхождение от немногочисленной популяции-основателя. По словам экспертов, 8 человек из Эрфурта имели генные варианты, ассоциированные с болезнями и распространенные у современных евреев-ашкеназов, но редко встречающиеся в других популяциях.

Но на этом ученые не собираются останавливаться, они хотят продолжить свои исследования, чтобы выяснить, в результате каких исторических событий средневековые еврейские общины приобрели генетическую гетерогенность, а также узнать, как средневековые ашкеназы связаны с сефардами, а современные евреи — с населением древней Иудеи.