Денисовцы могли сыграть определенную роль в приспособленности людей к жизни в Тибете

Американскими учеными установлено, что денисовцы появились на “крыше мира” (Тибетской равнине) около 160 тысяч лет назад, то есть на 120 тысяч лет раньше нашего вида. Кроме того, ими внесен определенный вклад в приспособляемость гоминид к высоте. Статья о проведенном исследовании опубликована в журнале Trends in Ecology & Evolution.

Известно, что Тибетское плато является огромной территорией, проходящей через несколько стран: Монголию, Китай и Россию. Ученые признают его одним из последних постоянных мест обитания Homo sapiens. Но всегда ли люди жили на “крыше мира”?

Сообщается, что исследователями были использованы археологические и генетические данные для разработки двух контрастных моделей заселения Тибетского плато: непрерывной и разделенной во времени.

Согласно второй модели, люди часто появлялись на плато в течение десятков тысяч лет, но не жили там постоянно. Они остались на месте лишь около 9 000 лет назад.

В качестве альтернативной версии учеными рассматривается постоянное заселение Тибетского плато, которое началось между 30 000 и 40 000 лет назад. Если это так, то денисовцы (Homo denisovensis), наши предки, постепенно научились жить там, где воздух был разрежен. Анализ ДНК показывает, что скрещивание между Homo denisovensis и Homo Sapiens в Восточной Азии произошло около 46 000 лет назад, поэтому, возможно, что гены, необходимые нашему виду для жизни в низкокислородной среде, передавались постепенно.

“Хотя мы не знаем, были ли Denisovensis хорошо приспособлены к высокогорью, передача некоторых их генов нам могла стать тем поворотным моментом, который спустя тысячи лет помог нашему виду адаптироваться к гипоксии”, — рассказывает антрополог Николас Звинс из Калифорнийского университета в Дэвисе.

Большинство современных тибетцев имеют ДНК, содержащую особую вариацию гена Endothelial Pas1 (EPAS1), который помогает людям переносить недостаток кислорода на больших высотах. Кость денисовца, найденная к северу от Тибетского нагорья в 2010 году, показала ту же генетическую особенность. Однако пока трудно с уверенностью сказать, был ли у наших предков этот ген, поскольку ученые не изучили достаточное количество останков денисовцев.

Пока мы не узнаем больше, авторы утверждают, что не стоит исключать возможность того, что Homo Sapiens непрерывно жил на Тибетском нагорье 40 000 лет назад.

Отмечается, что разработанные модели служат основой для дальнейших археологических и генетических исследований.