Ecology: широкие и мелкие цветы могут заразить шмелей паразитом Crithidia bombi

В журнале Ecology опубликована статья с описанием исследования, проведенного биологами из Университета Северной Каролины, которые пытались выяснить, какие факторы оказывают наиболее существенное влияние на заражение шмелей паразитами. Оказалось, что форма цветка играет важную роль.

Ecology: широкие и мелкие цветы могут заразить шмелей паразитом Crithidia bombi

Для исследования ученые выбрали Bombus impatiens, или “обыкновенного восточного шмеля”, родом из США. На них паразитируют одноклеточные Crithidia bombi, которые живут в пищеварительном тракте. Под их воздействием шмели перестают различать нектаросодержащие цветы и медленно умирают от голода.

Ученые попытались выяснить, какие факторы влияют на каждый из этапов: отложение фекалий на цветке, выживание бактерий на цветке и переход на нового хозяина.

“Среди всех измеренных факторов самое сильное влияние на передачу паразитов шмелям оказала форма цветков. Широкие и мелкие цветы, такие как эхинацея, снижают выживаемость паразитов на цветках, но в то же время собирают больше экскрементов шмелей, и шмели с большей вероятностью вступают с ними в контакт и заражаются паразитами”, — пишут авторы.

Дальнейшие исследования должны подсказать людям, какие смеси цветущих растений следует использовать при выращивании, чтобы избежать гибели шмелей от паразитов.