Физики из Швейцарии объяснили, почему некоторые квантовые системы не достигают равновесия

Учёные нашли объяснение, почему некоторые физические системы, особенно квантовые, не достигают устойчивого равновесия даже через большой промежуток времени.

Если человек, например, достаёт из холодильника напиток и ставит его на стол в комнате, через некоторое время температура этого напитка будет равна комнатной, потому что между двумя системами установлено тепловое равновесие.

Известно, что в макромире этот закон равновесия работает во всех ситуациях. А если попытаться сохранить систему в неравновесии, то она через какое-то время всё равно достигнет своего баланса.

Но в квантовом мире за обозримый промежуток времени равновесного состояния не достигается. Это похоже на то, как если бы, к примеру, достали из холодильника стакан с напитком, и он нагрелся до температуры выше или ниже комнатной. До недавнего времени такие системы приводили учёных в тупик.

Сообщается, что физики из Цюрихского института объяснили, как можно установить положение частиц в квантовых системах на основе вероятностных распределений. Число степеней свободы квантовой системы соответствует числу допустимых положений, что объясняет, почему некоторые квантовые системы, в которых наблюдаются интенсивные взаимодействия, так и не приходят к равновесию.

Новая теория учёных во многом объясняет то, что было уже много раз замечено в проводившихся экспериментах: системы, в которых происходят дальнодействующие взаимодействия, не достигают устойчивого равновесия, а скорее, метастабильного состояния, в котором они всегда возвращаются в исходное положение.

Подробнее об этом можно прочитать в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.