Палеогенетиками проведено исследование ДНК 136 жителей юго-восточной Иберии (современной Испании и Португалии) медного и бронзового веков (живших в период с 3000 по 1500 год до нашей эры).
Оказалось, что культурные изменения, связанные с появлением археологической культуры Эль-Аргар, сопровождались притоком людей со степными корнями. После 2100 года до н.э. среди местного населения стала преобладать одна гаплогруппа Y-хромосомы, происходящая из Центральной Европы. Исследование об этом было опубликовано в журнале Science Advances.
Известно, что около 2200 года до н.э. в этой части света произошли огромные социальные и политические изменения, перейдя от культуры медного века к культуре бронзового века. Одной из самых выдающихся культур, возникших в это время, была Эль-Аргар. Это было одно из первых государственных обществ на европейском континенте. Эти люди были известны большими поселениями, уникальной керамикой, особым оружием и прекрасными артефактами из бронзы, серебра и золота.
“Хотя мы знали, что так называемая “степная” линия, распространившаяся по Европе в третьем тысячелетии до нашей эры, в конечном итоге достигла северной части Пиренейского полуострова около 2400 года до нашей эры, мы были удивлены, увидев, что все доисторические люди периода Эль-Аргар несут часть этой линии, тогда как люди периода энеолита – нет”, — рассказывает Вольфганг Хаак, исследователь из Института Макса Планка.
Основная часть генома показала, что люди бронзового века представляли собой смесь местных иберийских предков эпохи халколита и в меньшей части предков с европейского материка, унаследовавших линии Y-хромосомы, которые показывают полный разворот, связанный с перемещением степных предков, также наблюдаемым в других частях Европы.
Археологические свидетельства группы Эль-Аргар показывают явный разрыв с предыдущими традициями энеолита. Например, погребальные обряды изменились с общих на одиночные и двойные захоронения.
Одним из таких факторов, по мнению ученых, могли быть пандемии, например, ранняя форма чумы, которая наблюдалась в других регионах Европы примерно в то же время. Хотя ее признаки не были обнаружены непосредственно среди изучаемых останков в Южной Иберии, она могла стать причиной или движущей силой перемещения других групп населения в регионе.
“В любом случае, теперь мы можем сделать вывод, что движение населения, начавшееся в степных зонах Восточной Европы около 3000 года до н.э., не было единичной миграцией, а заняло более четырех столетий, чтобы достичь Пиренейского полуострова, и еще 200 лет, чтобы появиться на территории современных Мурсии и Аликанте”, — делятся исследователи.