Глобальное потепление в древности разрушило важную часть пищевой сети в Тихом океане

Температура морской воды и химические изменения разрушили важную часть пищевой сети в тропической части Тихого океана, согласно новому исследованию ученых из Университета Висконсин-Мэдисон, ранее, когда на Земле происходило быстрое потепление в сочетании с резким увеличением содержания углерода в атмосфере, аналогичным нашему современному климату. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Планктонные фораминиферы – одноклеточные океанические организмы, известные тем, что создают сложные раковины, которые не просто имеют размер песчинки, они часто являются песчинками на дне океана и пляжах. Планктонные фораминиферы эволюционировали около 180 миллионов лет назад, все это время они изменялись, отмирая и опускаясь на дно океана, где их характерные раковины накапливаются, образуя слой за слоем осадочных пород.

Фораминиферы появились около 56 миллионов лет назад во время события, называемого Палеоцен-Эоценовым термическим максимумом (PETM), когда химический состав атмосферы и уровень углекислого газа резко изменились – как и сегодня – и глобальные температуры быстро потеплели на 4-5 градусов Цельсия.

В 1990-х годах Клэй Келли, профессор геонаук в UW-Madison, опубликовал описание фораминифер, найденных в глубоководных отложениях, относящихся ко времени PETM. Они были извлечены из потухшего подводного вулкана в центре Тихого океана. Тщательно отделяя и исследуя раковины фораминифер, он обнаружил поразительное расширение числа видов, обитающих вблизи экватора в океане, который становился все более горячим, более кислым и менее насыщенным кислородом.

Но начало PETM произошло быстро, с геологической точки зрения, менее чем за 5 000 лет. За это время океанические течения и роевая деятельность донных организмов вспенили и перемешали донные отложения океана так, что микроскопические раковины фораминифер были вытолкнуты вверх или вниз в ил, оставив свои конечные окаменелые останки рядом со своими предками или потомками на расстоянии 10 000 лет.

“Разнообразие заметно снизилось на месте этого осадочного керна. Мы перешли от девяти основных таксонов, представляющих около 90 процентов фораминифер, к четырем. Таким образом, более половины видов исчезли с этого участка в период потепления”, – рассказывают ученые.

Но они не вымерли. Вероятно, они мигрировали из жарких тропиков в поисках более прохладных вод. Виды, исчезнувшие с экватора, по-прежнему встречаются в более высоких широтах. Более того, другие исследования показывают, что некоторые экваториальные виды появляются в полярных регионах во время PETM.

Поскольку они являются первыми потребителями одноклеточных растений в нижней части пищевой цепи, отсутствие фораминифер в их обычных местах обитания является катастрофическим. Это может произойти и в нашем ближайшем будущем, отмечают исследователи.