Гнезда некоторых вьетнамских бумажных ос флуоресцируют при воздействии УФ лучей

Французскими биологами из Парижского университета выявлено ярко-зеленое флуоресцентное свечение гнезд нескольких видов восточных бумажных ос из рода Polistes. Такая окраска появляется только тогда, когда на гнездо направлен ультрафиолетовый свет.

Гнезда некоторых вьетнамских бумажных ос флуоресцируют при воздействии УФ лучей

Сообщается, что во время путешествия в тропических лесах северного Вьетнама, французскими и вьетнамскими учеными неожиданно были обнаружены осиные гнезда, светящиеся флуоресцентным зеленым светом в тёмное время суток под ультрафиолетовым излучением от фонарика.

Оказалось, что флуоресценция мембран крышки кокона находится в зеленой области видимого спектра в виде узких полос. А высокие квантовые выходы флуоресценции доходят до 35%.

В результате сравнения флуоресценции гнезд вьетнамских ос с европейскими и американскими видами обнаружено, что коконы всех ос имели похожие флуоресцентные свойства, разница заключалась лишь в интенсивности свечения и диапазоне ультрафиолетового излучения.

Это открытие очень удивило исследователей. Они выдвинули несколько предположений о назначении такого необычного свечения: возможно, оно выполняет функцию маяка, чтобы осы случайно не залетели в чужое гнездо, или же флуоресценция защищает потомство от попадания вредных ультрафиолетовых лучей в кокон.

Подробнее об этом можно прочитать в научном журнале Journal of the Royal Society Interface.