В журнале Cell опубликована статья, описывающая исследование, проведенное иммунологами из Китая, которые обнаружили, что вирусы Зика и Денге изменяют запах инфицированных мышей и людей для привлечения комаров. В ходе эволюции вирусы выработали множество способов повысить свою способность к распространению. Еще один из таких способов был открыт китайскими учеными, они обнаружили, что патогенные микроорганизмы изменяют запах зараженного человека – больной человек начинает пахнуть привлекательно и привлекать комаров, которые распространяют вирус дальше после укуса больного человека.

Иммунологи обнаружили, что комаров привлекает запах переносчиков вирусов Зика и Денге Ученые провели эксперимент на мышах, в котором комарам предложили на выбор здоровых мышей или больных лихорадкой Денге. Было обнаружено, что насекомые предпочитают зараженных грызунов. Затем ученые проанализировали молекулы на коже здоровых и зараженных мышей, которые ассоциировались с запахами.

Одна из них, ацетофенон, оказалась особенно привлекательной для комаров. Анализ молекул, ответственных за запах при лихорадке Денге у людей, дал аналогичный результат. Ацетофенон вырабатывается бактериями рода Bacillus, которые размножаются на коже человека. В норме кожа вырабатывает антимикробный пептид, который контролирует популяцию Bacillus, но при заражении вирусами Зика и Денге бациллы размножаются быстрее.

Ученые протестировали потенциальное профилактическое средство – препарат изотретиноин, который стимулирует выработку антимикробного пептида. Количество ацетофенона, вырабатываемого мышами, уменьшилось, что сделало их менее привлекательными для комаров и потенциально снизило риск заражения вирусом других людей.