Инбридинг горных горилл исказил их черты лица

Степень искажения черт лица у некоторых видов горилл, находящихся под угрозой исчезновения, увеличивается вместе с уровнем инбридинга. Исследование опубликовано в журнале Proceedings of the Royal Society.

Инбридинг горных горилл исказил их черты лица

Асимметрия лица у приматов, включая человека, характеризуется своеобразной спиралью черт лица вокруг центральной точки чуть выше челюсти. По словам Кейт Макграт из Университета Бордо во Франции, новое исследование горилл показывает, что это явление может быть следствием инбридинга.

“Либо инбридинг каким-то образом напрямую влияет на развитие их лица, либо инбридинг делает их более восприимчивыми к болезням или другим вещам, которые появляются в раннем возрасте, — рассказывает специалист. – Или это может быть комбинация обоих факторов”.

Ученые признали асимметрию лица, она “похожа на шарнир на одной стороне лица и сужение, которое искривляет лицо”, у горных горилл по крайней мере с 1970-х годов. В то время исследователи предполагали, что это связано с тем, что животные предпочитают жевать одной стороной рта.

Позже другие исследовательские группы предположили, что асимметрия лица могла возникнуть из-за тяжелого опыта жизни в раннем возрасте.

Для текущего исследования ученые провели 3D морфометрию черепов 40 горных горилл из Вирунги (Gorilla beringei beringei) и сравнили их с черепами 40 восточных равнинных, или грауэрских, горилл (G. beringei graueri) и 34 западных равнинных горилл (G. gorilla gorilla). Все гориллы были взрослыми и представляли собой как самцов, так и самок, умерших в период с 1880 по 2008 год.

Они обнаружили, что у горных горилл асимметрия лица была почти в два раза больше, чем у горилл Грауэра, и почти в три раза больше, чем у западных равнинных горилл. Результаты согласуются с уровнем инбридинга в каждой популяции, поскольку западные равнинные гориллы были наименее инбридированными из трех подвидов в течение последних 130 лет, а горные гориллы “исключительно инбридированы” – больше, чем любые другие обезьяны, включая человеческие группы, такие как неандертальцы, которые, как известно, были инбридированы. Гориллы Грауэра, между тем, находятся где-то посередине.

Окружающая среда, похоже, не имеет никакого отношения к искажению лица, отмечают ученые. На самом деле горные гориллы живут в охраняемых природных зонах с обилием травы, листьев и побегов в качестве пищи. А что касается жевательных предпочтений, то исследователи не обнаружили связи между асимметрией лица и износом зубов, что опровергает гипотезу 1970-х годов.

Возможно, приматы даже эволюционировали, чтобы распознавать асимметрию лица как признак потенциально нездорового партнера, говорит Макграт. В предыдущих исследованиях и люди, и животные демонстрировали большую привлекательность симметричных лиц. Хотя горные гориллы являются самыми инбридинговыми, западные низинные гориллы и особенно гориллы Грауэра в последние десятилетия пережили резкое сокращение популяций, в основном из-за болезней и браконьерства человека, отмечает Макграт. Это, вероятно, влияет на их инбридинг – тенденции которого, похоже, отражены в предварительных результатах нового исследования с привязкой ко времени.

“Мы видим, что симметрия лица увеличивается во всех трех группах с течением времени, — рассказывает ученый. – Это согласуется с тем, что мы знаем из генетических данных, что инбридинг является постоянной проблемой”.