Исследование: собаки и волки не формируют отношение к людям как к щедрым и жадным

Журнал PLOS One публикует результаты исследования, проведенного учеными из Университета ветеринарной медицины в Вене, Австрия, которые обнаружили, что, несмотря на то, что репутация играет решающую роль в собачьих и волчьих стаях, эти животные вряд ли формируют подобное мнение о людях. В ходе экспериментов, проведенных учеными, ни собаки, ни волки не научились выбирать более щедрого человека, который давал им или их сородичам еду, а не того, кто отказывал в еде.

Поскольку для стайных животных репутация имеет первостепенное значение для социального взаимодействия, исследователи предположили, что это справедливо и в отношении людей, которые с ними взаимодействуют.

Исследователи провели эксперимент с участием собак и волков. Каждое из животных наблюдало за взаимодействием двух людей и собаки, причем один человек был “щедрым” и кормил собаку, а другой, “жадный”, отказывал в еде. Затем животное-наблюдатель могло выбрать, к кому из них – “щедрому” или “жадному” – подойти. В следующем эксперименте исследовалось, формирует ли животное мнение о человеке в ходе непосредственного взаимодействия в аналогичной ситуации.

Результаты исследования ясно показали, что ни собаки, ни волки не формируют мнение о человеке после косвенного наблюдения или прямого взаимодействия с ним. Получается, что ни те, ни другие не могут сформировать мнение о человеке. Справедливости ради стоит отметить, что волки все же больше внимания уделяли “щедрому” человеку, за которым они наблюдали и с кем взаимодействовали.

Но из соображений гуманизма не все эксперименты возможны, хотя существует гипотеза, что животные наиболее эффективно формируют мнение о человеке в опасных и стрессовых ситуациях.