Клыки уменьшились у предков человека по крайней мере 4,5 миллиона лет назад

Очень большие, похожие на кинжалы клыки, наблюдаемые у самцов человекообразных обезьян, отсутствовали у предков человека по меньшей мере 4,5 миллиона лет – возможно, потому, что самки выбирали менее агрессивных партнеров. Исследование опубликовано в журнале PNAS.

Клыки уменьшились у предков человека по крайней мере 4,5 миллиона лет назад

Ученые считают, что самцы гомининов могли потерять очень большие клыки, которые встречаются у большинства других самцов приматов, по крайней мере, 4,5 миллиона лет назад – относительно рано в нашей эволюции. Это позволяет предположить, что предки человека мужского пола стали менее агрессивными по отношению друг к другу примерно в то же время, возможно, потому, что самки предпочитали менее агрессивных партнеров.

У современных человеческих самцов клыки пропорционально самые маленькие среди всех самцов обезьян. У большинства других приматов, таких как гориллы и шимпанзе, клыки у самцов значительно больше, чем у самок. Более крупные клыки ассоциируются с большей конкуренцией между самцами за доступ к самкам.

Не ясно, когда в нашей эволюционной истории произошло уменьшение клыков у самцов, поскольку в окаменелостях возрастом несколько миллионов лет нет ДНК, которую можно было бы секвенировать и определить пол. Предки людей и шимпанзе разделились около 7 миллионов лет назад, поэтому считается, что размер зубов изменился в какой-то момент с тех пор.

Ген Сува из Токийского университета в Японии и его коллеги измерили размер более 300 ископаемых зубов, охватывающих 6 миллионов лет эволюции гомининов. Среди них было 24 представителя Ardipithecus ramidus, одного из самых ранних известных гомининов, жившего около 4,5 миллиона лет назад.

Клыки A. ramidus явно не делились на две отдельные группы, поэтому команда разработала статистическую технику для анализа тонких различий, чтобы отличить мужские зубы от женских. Чтобы проверить ее точность, команда протестировала свою методику на образцах зубов современных приматов, пол которых был известен.

Используя этот метод, ученые обнаружили, что верхние клыки самцов A. ramidus были в 1,06 раза больше, чем у самок, а нижние – в 1,13 раза больше, чем у самок – аналогично ситуации у современных людей. Для сравнения, у современных шимпанзе размер верхних и нижних клыков у самцов примерно в 1,3 раза больше.

Это говорит о том, что предки человека мужского пола имели относительно небольшие клыки на протяжении как минимум 4,5 миллионов лет – и что они были менее агрессивны по отношению к другим самцам, чем другие человекообразные обезьяны, говорит Сува.