Мигранты с юга способствовали разведению кукурузы в Центральной Америке 5600 лет назад

В мифах о сотворении мира майя боги создали людей из кукурузы. Теперь новое исследование предполагает, что кукуруза действительно имела большое значение в происхождении древних майя: более половины их рода можно отнести к мигрантам, прибывшим из Южной Америки примерно 5600 лет назад, которые, вероятно, привезли с собой новые сорта этой культуры, поддерживавшей одну из великих культур Мезоамерики. Исследование опубликовано в журнале Nature Communications.

Археологи провели прямую радиоуглеродную датировку 50 человек, установив, что они жили от 1000 до 9600 лет назад. Затем популяционный генетик Дэвид Райх из Гарвардского университета и его команда смогли извлечь высококачественную древнюю ДНК из костей внутреннего уха 20 человек – “самую древнюю человеческую ДНК из тропических лесов”. Они проанализировали 1,2 миллиона нуклеотидных оснований в геномах и сравнили их с ДНК древних и ныне живущих людей из Северной и Южной Америки.

Сравнение показало, что самые ранние люди, похороненные в скальных укрытиях, от 9 600 до 7 300 лет назад, были очень похожи на охотников-собирателей из древней миграции из Северной в Южную Америку. Но после 5 600 лет назад ДНК зафиксировала серьезный сдвиг: все 15 испытуемых оказались в наиболее близком родстве с другой группой коренных жителей, которые сегодня живут от северной Колумбии до Коста-Рики и говорят на языках чибча.

“Это явно крупное перемещение в регион майя людей, родственных носителям языка чибчана”, — отмечает Райх.

Миграция имела долгосрочные последствия: команда Райха обнаружила, что живущие майя унаследовали более половины своей ДНК от этого притока с юга. Половина остатка произошла от древних охотников-собирателей, которые были первыми в этом регионе, а остальная часть – от предков людей на мексиканском нагорье.

Смена населения в конечном итоге привела к новому рациону питания. Прюфер и археолог Дуглас Кеннет из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре ранее анализировали изотопы углерода из зубов людей в скальных убежищах, что показывает, какую пищу они ели. Обнаружен устойчивый уровень потребления кукурузы с течением времени. У древних охотников-собирателей кукуруза составляла в среднем менее 10 процентов их рациона. Первые мигранты с юга также ели относительно мало кукурузы. Но затем, примерно между 5 600 и 4 000 лет назад, доля кукурузы выросла с 10% до 50%, что является “самым ранним свидетельством того, что кукуруза является основным зерном”, говорит Прюфер.

Переход на кукурузу произошел через сотни лет после притока мигрантов, но команда отмечает, что ее результаты согласуются с новой историей культивирования кукурузы. Это растение было частично одомашнено еще 9 000 лет назад на юго-западе Мексики, но за последние восемь лет генетические и археологические данные показали, что оно было полностью одомашнено только 6 500 лет назад на местах в Перу и Боливии.

По словам археолога Логана Кистлера из Национального музея естественной истории Смитсоновского института (NMNH), фермеры там выращивали более крупные и питательные початки, чем у частично одомашненной кукурузы, которая была найдена в Мексике 5300 лет назад.