Molecular Psychiatry: найдена причина возникновения когнитивных симптомов при COVID-19

Шведские ученые из Каролинского университета выяснили, почему при COVID-19 возникает такой симптом как «туман в голове». Исследовательская работа опубликована в журнале Molecular Psychiatry.

Некоторые пациенты, зараженные вирусом SARS-CoV-2, жалуются трудность сосредоточиться и мыслить. Они говорят, что их голова словно ватная и мутная. А помимо этого у них наблюдаются проблемы с краткосрочной памятью и логикой.

Специалисты создали органоиды (мини-органы) человеческого мозга и заразили их SARS-CoV-2, чтобы выяснить, как именно вирус влияет на мозг.

«Мы обнаружили, что вирус уничтожил большое количество синапсов (связей между клетками мозга) — больше, чем мы ожидали. Это может объяснить, почему у некоторых людей возникают когнитивные проблемы при COVID-19», — говорят ученые.

Эксперты объяснили, что благодаря синапсам нейроны «общаются друг с другом», что указывает на нормальное функционирование мозга. При этом в организме предусмотрен механизм, который уничтожает старые синапсы, освобождая место для новых связей. Ответственными за этот сценарий являются иммунные клетки мозга — микроглия. А длительный COVID-19 способен нарушать процесс.

«Мы обнаружили, что структура генов, отвечающих за уничтожение старых связей, в органоидах, инфицированных SARS-CoV-2, имитировала изменения, наблюдаемые при нейродегенеративных расстройствах. Это может в какой-то степени объяснить связь между коронавирусом и риском развития определенных неврологических расстройств», — рассказали шведские ученые.

Специалисты также отметили, что органоидные модели имеют сходство с  эмбриональным мозгом, а не с мозгом взрослого человека. Необходимы дополнительные исследования, чтобы подтвердить эту теорию, которая указывает на то, что во взрослом мозге наблюдаются подобные процессы.